Ученые предполагают, что в древности женщины охотились наравне с мужчинами

Фото: Matthew Verdolivo, UC Davis IET Academic Technology Services

Об этом свидетельствуют обнаружение могилы древней женщины с охотничьими атрибутами, а также анализ других захоронений.

Долгое время считалось, что охотой в доисторических обществах занимались в основном мужчины. Однако, новое исследование нашло доказательства, опровергающие эту идею, пишет The Conversation.

Ученые обнаружили захоронение, а с помощью анализа пептидов (содержащихся в человеческих зубах), которые являются маркерами биологического пола, выяснили, что найденное тело принадлежало женщине, похороненной рядом с охотничьими орудиями, в Северной и Южной Америке около 9000 лет назад. Женщина, обнаруженная в Андском нагорье, была названа Wilamaya Patjxa individual 6, или "WPI6".

Ее нашли с полусогнутыми ногами, рядом с которыми находился богатый охотничий набор, включающий в себя множество острых наконечников — инструментов которые, вероятно, использовались для легких копий.

На момент смерти WPI6 было от 17 до 19 лет. Кроме того, в ее погребальной насыпи были найдены крупные кости млекопитающих, что свидетельствует о значении охоты в ее обществе.

Авторы исследования также проанализировали свидетельства других скелетов, захороненных примерно в тот же период в Северной и Южной Америке, уделяя особое внимание могилам, содержащим подобные инструменты.

Они обнаружили, что из 27 скелетов, по которым можно было определить пол, 41%, скорее всего, были женскими. По словам ученых, этой выборки достаточно, чтобы сделать выводы о том, что участие женщин в охоте не было случайным явлением.

Конкурирующая гипотеза

Эта идея противоречит гипотезе, восходящей к 1960-м годам, известной как "Модель человек-охотник", которая на данный момент все чаще опровергается.

Суть этой гипотезы состоит в том, что охотой, в особенности на крупную дичь, в основном, если не исключительно, занимались мужчины. И основана она на нескольких доказательствах.

Стереотипное представление о группах охотников-собирателей состоит в том, что оно предполагает гендерное разделение труда, при котором мужчины охотятся, а женщины остаются дома с маленькими детьми или занимаются собирательством, хотя даже в этом случае есть некоторые различия.

Так, к примеру, среди собирателей аэта (группа малорослых австралоидных племен) на Филиппинах основными охотниками являются женщины. Некоторые современные охотники-собиратели до сих пор применяют метательные копья, а другим нравится использовать их в соревнованиях, в которых регулярно принимают участие женщины и дети.

Археологи, изучающие данные этих событий, предполагают, что метательные копья вполне могли быть уравнителями — облегчать охоту как женщинам, так и мужчинам, уменьшая важность размера тела и физической силы.

Новое исследование еще больше развенчивает эту гипотезу, добавляя факты к нескольким предыдущим археологическим находкам.

Например, на 34-тысячной стоянке Сунгирь в России археологи обнаружили захоронение двух подростков, один из которых был девочкой в возрасте от 9 до 11 лет. У обоих имелись физические отклонения, а похоронены они были с 16 копьями из слоновой кости мамонта.

А в 2017 году исследователи выяснили, что знаменитое захоронение воина-викинга из Швеции, обнаруженное в начале 20-го века и долгое время считавшееся мужским на самом деле является женским.

Это открытие вызвало значительные споры, указывающие на то, как наши собственные современные представления о гендерных ролях могут влиять на интерпретацию более поздней истории.

Также утверждалось, что различие между "работой для мальчиков и для девочек", как выразился один бывший британский премьер-министр, может иметь эволюционные преимущества, например, позволяя беременным и кормящим матерям оставаться дома, защищая себя и детей.

Однако ученые все больше и больше убеждаются в том, что эта модель слишком упрощена.

Поскольку охота — это ключ к выживанию для многих высокомобильных групп охотников-собирателей, участие всего сообщества также имеет хороший эволюционный смысл.