Ученые раскрыли секрет геномов самых древних Homo Sapiens

череп, останки, фото, Homo sapiens
Фото: Zlatý kůň, Mpi-Eva Leipzig | Череп из Бачо Киро.

Эксперты впервые извлекли обрывки ДНК из останков древнейших людей Европы, что помогло им узнать об их родственных связях с неандертальцами и современными людьми.

Примерно 45 тыс лет назад Homo sapiens обосновались в Европе. Ученые мало что знают об этой первой волне иммигрантов, но два исследования самой древней из когда-либо полученных ДНК современного человека выявили несколько подсказок, пишет IFLS.

Словосочетание "современный человек" в этом контексте используется для обозначения людей, которые были с нами связаны, и чтобы отличать их от неандертальцев, находящихся в Европе уже 200 тыс лет. Однако это различие является несколько размытой линией.

Как мы знаем, люди, живущие сегодня, если только их происхождение не является исключительно африканским, унаследовали часть ДНК неандертальцев.

Такое смешение уже произошло к тому времени, когда в пещере Бачо Киро, Болгария, проживали три человека, представляющие наши самые древние современные европейские окаменелости, возраст которых составляет от 46 000 до 42 500 лет назад. В своем новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, ученые выяснили, что все трое особи имели 3-3,8% неандертальской ДНК.

Доктор Матья Хайдинджак из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка и ее коллеги пришли к выводу, что расположение генов неандертальцев в данном случае указывает на то, что предки неандертальцев, обитающих в пещере Бачо Киро, были совсем недавними. Одна из особей жила всего пять или шесть поколений назад, а другие - около семи.

Предыдущие свидетельства того, что гены неандертальцев вошли в современную человеческую линию, относятся к 50-60 000 годам назад.

череп, зубы, человек, фото, женщина Fullscreen
Череп женщины из Zlatý kůň.
Фото: Marek Jantač

Это открытие и сравнение с ДНК других ранних людей заставляет авторов предположить, что спаривание неандертальцев и современных людей, было более распространенным, чем ученые предполагали ранее.

"Хотя жители Бачо-Киро — самые древние современные европейцы, о которых у нас есть свидетельства, их предки, здесь не задержались", — отмечают ученые.

Хайдинджак сообщает, что их ближайшие выжившие родственники находятся не в Болгарии или Западной Европе, а в Восточной и Центральной Азии и даже в Америке. Похоже, что в какой-то момент потомки Бачо Киро мигрировали на восток, а некоторые продолжали двигаться, пока не пересекли Тихий океан.

В смежной статье журнала Nature Ecology and Evolution исследуется ДНК, извлеченная из черепа современного человека в Zlatý kůň, Чехия. Возможно, эта особь предшествовала трем из Бачо Киро, но радиоуглеродному датированию не удалось это выяснить из-за сильного загрязнения останков.

Как и все остальные, женщина из Zlatý kůň была генетически на 3% неандертальцем. Однако похоже, что она и популяция, к которой она принадлежала, вымерли, не внеся свой вклад в выживший генофонд ни в Европе, ни в Азии.

В этом нет ничего необычного: в Румынии и Сибири были найдены окаменелости современных людей того же возраста, чья ветвь человеческого древа не оставила сегодня заметных генетических следов.

"Неудивительно, что Европа в ледниковый период была трудным местом для обоснования: некоторые рано прибывшие популяции вымирали, в то время как другие мигрировали на восток", — заключили ученые.