На пороге новой эры. Ученые впервые вырастили гибрид обезьяны и человека

гибрид, эмбрионы, человек, обезьяна, приматы
Фото: Weizhi Ji, Kunming University of Science and Technology

Первые скрещенные эмбрионы прожили 19 дней. Эти химеры уже вызывают споры среди ученых.

Ученые впервые успешно вырастили эмбрионы обезьян, содержащие человеческие клетки – это последний этап в быстро развивающейся области науки, сообщает Nature.

Команда исследователей вводила эмбрионам обезьян стволовые клетки человека и наблюдала, как они развиваются. Они наблюдали, как клетки человека и обезьяны делятся и растут вместе в специальном сосуде, при этом по крайней мере 3 эмбриона прожили 19 дней после оплодотворения.

"Общая идея состоит в том, что каждый эмбрион содержит человеческие клетки, которые размножаются и дифференцируются в разной степени", — говорит Хуан Карлос Изписуа Бельмонте, биолог развития из Института биологических исследований Солка в Ла-Хойя, Калифорния.

Исследователи надеются, что некоторые гибриды человека и животных, известные как химеры, могут предоставить лучшие модели для тестирования лекарств и использоваться для выращивания человеческих органов для трансплантации.

В ходе исследования ученые оплодотворяли яйца, извлеченные из макак cynomolgus (Macaca fascicularis). Через шесть дней после оплодотворения команда ввела в 139 эмбрионов стволовые клетки человек. Каждый из эмбрионов развивал уникальные комбинации клеток человека и обезьяны и разлагался с разной скоростью: через 11 дней после оплодотворения 91 был жив. На 17-й день выжили 12 эмбрионов и их количество сократилось до 3-х эмбрионов на 19-й день.

Но некоторые биологи ставят под сомнение необходимость таких экспериментов с использованием близкородственных приматов — вряд ли эти животные будут использоваться в качестве подопытных, как мыши и грызуны. Приматы защищены более строгими правилами исследовательской этики, чем грызуны, и они опасаются, что такая работа может вызвать общественное сопротивление.

"Есть гораздо более разумные эксперименты в этой области использования химер как источника органов и тканей", — говорит Альфонсо Мартинес Ариас, биолог развития из Университета Помпеу Фабра в Барселоне, Испания. По его словам, эксперименты с домашними животными, такими как свиньи и коровы, "более перспективны и не рискуют нарушить этические границы".

Многие страны, включая Соединенные Штаты, Великобританию и Японию, иногда проводят ограниченные исследования химер с участием человеческих клеток. Япония сняла запрет на эксперименты с эмбрионами животных, содержащими человеческие клетки, в 2019 году и в том же году начала финансирование таких работ.