"Морской кокаин". Вылов рыбы стоимостью 85 тысяч долларов угрожает уничтожить редкую морскую свинью

Морская свинья, вакита
Фото: Greenpeace/Marcelo Otero

Нелегальный вылов ценной для китайцев рыбы может уничтожить мексиканского морского эндемика.

Калифорнийская морская свинья или вакита — морское млекопитающее, которое находится на грани полного исчезновения. Этот эндемический вид, обитающий только на севере Калифорнийского залива, по очинкам ученых насчитывает менее дюжины особей, cообщает BBC

Жак Кусто назвал Калифорнийский залив "мировым аквариумом". Одно из его сокровищ — серебристая морская свинья с большими глазами панды. Но дни вакиты могут быть сочтены из-за незаконного промысла другого охраняемого вида – тотоабы (морская лучеперая рыба, обитающая также в Калифорнийском заливе).

Тотоаба, рыба, которая может вырасти до размеров вакиты (до 150 см), была источником пищи до того, как была внесена в список исчезающих видов Мексики.

"Мы ловили ее в 60-х и 70-х годах", — вспоминает Рамон Франко Диас, президент федерации рыболовства в прибрежном городке Сан-Фелипе на полуострове Нижняя Калифорния. "Потом пришли китайцы со своими чемоданами, полными долларов, и купили нашу совесть".

Им нужен был плавательный пузырь тотоабы — орган, который помогает рыбам сохранять плавучесть. В Китае он высоко ценится за его предполагаемые, хотя и недоказанные, лечебные свойства.

По данным неправительственной организации Earth League International, высушенные 10-летние плавательные пузыри могут продаваться в Китае по цене 85 000 долларов за килограмм. Рыбаки Сан-Фелипе зарабатывают лишь крошечную долю, но в бедной общине процветает бизнес из-за "морского кокаина".

"Нелегальные рыбаки настолько сильны, что при ясном свете дня вы видите их со своими незаконными сетями и тотоабой", — говорит Франко Диас.

Каждый день в течение сезона поток пикапов, буксирующих рыбацкие лодки, движется к морю. Эти суда в основном не имеют лицензии и их команда использует сети, которые могут убить вакиту.

"Жаберные сети могут достигать сотен метров в длину и 10 метров в высоту", — говорит Валерия Таунс, которая работает с мексиканской неправительственной организацией Museo de la Ballena. "Они становятся стеной под водой".

Чтобы защитить вакиту, в северной части Калифорнийского залива запрещены все жаберные сети. Однако они широко используются даже рыбаками, имеющими разрешение на вылов палтуса или креветок. Размер ячеек зависит от улова, и наиболее опасными для вакит являются жаберные сети с крупными ячейками, используемые для тотоабы.

"Морским млекопитающим нелегко избавиться от от этих сетей и вакита попадает в ловушку", — говорит Таунс.

У берегов Сан-Фелипе всякая коммерческая рыбная ловля должна быть запрещена на территории, где обитают вакиты, а это 1800 кв. км.

Организация Museo de la Ballena поддерживает горстку рыбаков, заинтересованных в прекращении зависимости от жаберных сетей, и спонсирует альтернативы рыбной ловле, такие как выращивание устриц. Это также одна из неправительственных организаций, которая удаляет жаберные сети с охраняемой территории.

Эти действия обострили напряженность между местными жителями и защитниками природы.

31 декабря 2020 года один рыбак был смертельно ранен, а другой серьезно ранен после того, как их рыболовное судно столкнулось с более крупным судном, принадлежащим международной неправительственной организации Sea Shepherd, которое занималось жаберными сетями.

Факты оспариваются, но результатом стал беспорядок в Сан-Фелипе, где пришвартовано судно организации Museo de la Ballena.

"Они собирались сжечь нашу лодку", — говорит Таунс, которая в то время находилась в море, испытывая сети, подходящие для вакит. "Когда я вернулась, другие рыбаки, которые работают с этим альтернативным снаряжением, защищали нашу лодку, говоря им: "Это не ваш враг! Не сжигайте эту лодку"".

Корабль организации отделался разбитыми окнами, а Мексиканскому флоту не повезло — в порту подожгли один из его патрульных катеров.

Сейчас наступило тревожное затишье. В ВМС заявляют, что продолжают патрулировать охраняемую территорию и снимать сети. Museo de la Ballena ожидает разрешения возобновить работу, а организация Sea Shepherd так и не вернулась в Сан-Фелипе после инцидента.