От Иисуса Христа до ДНК динозавров. Топ-15 впечатляющих открытий за последние несколько лет

комикс, рисунки, фигуры, фото
Фото: CNRS HiSoMA

В часть Дня науки Фокус составил список открытий, которые не только удивляют своими масштабами, но и играют важную роль для всего научного сообщества.

Наш мир — невероятное место, которое с каждым новым открытием ученых все больше поражает своими тайнами и разнообразием. Эксперты из самых разных научных областей исследуют гипотезы, находят доказательства и посещают такие места, которые заставляют переосмыслить как жизнь на нашей планете, так и всю природу Вселенной.

Благодаря науке меняется не только среда нашего обитания, но и сознание людей. Из мифологического и несовершенного оно с помощью открытий и достижений исследователей постепенно превращалось в рациональное и осмысленное видение мира.

Можно с уверенностью сказать, что наука играет очень важную роль в жизни каждого человека. Она влияет как на внутренний мир, так и на образ жизни, социальную и бытовую стороны человеческого существования.

В честь Дня науки, который отмечается 15 мая, Фокус решил составить топ самых впечатляющих открытий, сделанных за последние несколько лет.

Редкое изображение Иисуса Христа

Иисус, рисунок, волосы, фото Fullscreen
Вероятный портрет Иисуса Христа
Фото: Dror Maayan/Antiquity

В 2018 году на юге Израиля на стене церкви среди руин фермерской деревни византийской эпохи, эксперты обнаружили ранее неизвестную картину 1500-летней давности, которая является редким примером раннехристианского искусства, обнаруженного на Святой Земле.

Когда-то расположенная над крестильной купелью, она, как полагают эксперты, изображает Христа при его крещении. Однако вместо типичного западного образа с длинными распущенными волосами, который был создан в 6 веке н.э., Иисус представлен на этом изображении с короткими вьющимися волосами и без бороды.

Потерянный троянский город Тенея в Греции

город Тенея, останки, строения, фото Fullscreen
Возможно, именно здесь провел свои детские годы будущий царь Эдип
Фото: Greek Ministry of Culture

В ноябре 2018 года греческие исследователи объявили, что выявили первые археологические свидетельства древнего города Тенея, который, согласно историческим греческим текстам и мифам, был основан группой троянских пленников после их поражения в Троянской войне и, возможно, был домом, где провел свое детство Эдип.

В дополнение к нескольким гробницам, заполненным человеческими останками и ценными погребальными предметами, археологи также нашли остатки зданий Тенеи, в которых находились гробницы с двумя зародышами и коллекция монет, охватывающая столетия.

Древние комиксы

комикс, рисунки, пещерное искусство Fullscreen
"Комиксы", нарисованные во 2 веке нашей эры
Фото: CNRS HiSoMA

В северной части Иордании археологи в сентябре 2018 года обнаружили необычную гробницу 2 века н.э., стены которой украшены многочисленными изображениями, напоминающими комиксы.

Она состоит из двух погребальных камер. Захоронение отличают богато украшенные стены, демонстрирующие жизнь соседнего города Capitolias. Рисунки изображают сотни иллюстрированных персонажей, включая богов, людей и животных, а арамейские надписи объясняют, что именно делает тот или иной герой.

"Надписи очень сильно похожи на облака с текстом в комиксах, так как описывают действия персонажей", — отметил Жан-Батист Йон, исследователь из лаборатории History and Sources of Ancient Worlds Laboratory (HiSoMA) во Франции.

Вместо кровавых сражений многие герои показаны занимающимися повседневными делами, такими как сбор урожая и строительство крепостных стен.

Две надписи, которые используют персонажи в своих репликах, переводятся так: "Я режу (камень)" и "К сожалению! Я мертв!".

60 000 древних сооружений майя

сооружения, майя, лидар Fullscreen
Постройки, обнаруженные с помощью технологии лидар
Фото: American Association for the Advancement of Science

Более 60 000 сооружений, построенных древними майя, были выявлены исследователями с помощью технологии лидар (обнаружение и определение дальности с помощью света) в Гватемале в сентябре 2018 года.

Используя лидар эксперты просканировали более 1290 км Биосферного резервата майя и обнаружили десятки тысяч ферм, домов и оборонительных укреплений, а также дорожных сетей и оросительных каналов.

Ошеломляющая находка противоречила предположению о том, что города-государства майя в районе 1000 г. до н.э. и 1500 г. н.э. были изолированы и малонаселены. Именно это и наталкивает на мысль, что в них проживало гораздо больше людей, чем считалось ранее.

Потенциально обитаемая планета

K2-18b, планета, космос, звезда, фото Fullscreen
К2-18b - потенциально обитаемая планета
Фото: ESA/Hubble, M. Kornmesser

В сентябре 2019 года ученые объявили, что впервые выявили водяной пар на потенциально обитаемой планете, получившей название K2-18b. Она представляет собой суперземлю, которая вращается вокруг звезды красного карлика на расстоянии 110 световых лет от нас.

K2-18b — единственная известная экзопланета, или планета за пределами нашей Солнечной системы, с водой, атмосферой и диапазоном температур, которые могут поддерживать жидкость на ее поверхности.

Первый снимок черной дыры

черная дыра, Вселенная, фото, свечение Fullscreen
Фотография сверхмассивной черной дыры
Фото: Event Horizon Telescope Collaboration

В апреле 2019 года команда проекта Телескоп горизонта событий опубликовала первое в истории изображение черной дыры. Эта фотография изображает сверхмассивную черную дыру в центре галактики Messier 87, которая находится примерно в 54 миллионах световых лет от Земли.

Ее масса эквивалентна 6,5 миллиардам Солнц. И хотя снимок недостаточно четкий, он показал, что черные дыры выглядят как темные сферы, окруженные светящимся кольцом света. Именно поэтому на изображении видна тень в виде идеального круга в центре.

Затерянный континент под Европой

Большая Адрия, Европа, восьмой континет, карта Fullscreen
Большая Адрия - потерянный континент
Фото: Courtesy of Douwe van Hinsbergen

Сотни миллионов лет назад на Земле существовал один гигантский суперконтинент под названием Пангея, который в конечном итоге распался на континенты, хорошо знакомые людям.

Недавнее исследование 2019 года показало, что в этом процессе около 120 миллионов лет назад, восьмой континент ушел под территорию нынешней южной Европы, и он все еще скрыт глубоко под землей.

Эксперты назвали этот континент Большой Адрией, самые верхние районы которого образовывали горные хребты по всей Европе.

Получен геном человека при помощи древней "жвачки"

жвачка, фото, ДНК, смола, доисторические люди, охотники-собиратели Fullscreen
Доисторическая "жвачка" помогла секвенировать ДНК древнего человека
Фото: Theis Jensen

В 2019 году на датском острове Лолланде археологи нашли древний комок "жевательной резинки" — куска березовой смолы. Кусок смолы содержал древнюю ДНК, которую ученые вскоре секвенировали.

Они выяснили, что жвачку жевала женщина охотник-собиратель, жившая 5700 лет назад. Ее гены предполагают, что у нее были голубые глаза и темная кожа, также женщина была брюнеткой.

Охотники-собиратели использовали березовую смолу в качестве клея для изготовления каменных орудий. Вполне возможно, что они жевали ее для удовольствия, а также чтобы подавить голод или облегчить зубную боль.

Самый старый материал на Земле

самый старый материал, космос, звезды, фото Fullscreen
Пыль умершей звезды - самый старый материал на Земле
Фото: Janaína N. Ávila

За миллиарды лет до того, как появилось Солнце, умирающая звезда выбросила пыль в космос. Теперь часть этой звездной пыли, застрявшей в метеорите, который столкнулся с Землей, была датирована как самый старый материал, обнаруженный на нашей планете.

Пыль слилась с другими породами внутри того, что впоследствии стало Мурчисонским метеоритом. Свежий анализ этих древних горных пород обнаружил частицы звездной пыли возрастом от 4,6 до примерно 7 миллиардов лет.

По оценкам ученых, эти ранние частицы скрываются только примерно в 5% метеоритов, но поиски уникальных артефактов продолжаются.

Эмбрионы тираннозавров

тираннозавр, бабочка, рисунок, трава Fullscreen
Фото: Julius Csotonyi

В 2020 году исследователи идентифицировали останки детенышей тираннозавров. Они были настолько юны, что еще не высвободились из скорлупы.

Это открытие было сделано в результате находок в двух разных местах — когтя, обнаруженного в 2018 году в формации Horseshoe Canyon Formation в Альберте, Канада, и нижней челюсти, найденной в 1983 году в формации Two Medicine Formation в Монтане.

Анализ останков, возраст которых составляет от 71 до 75 миллионов лет, показал, что тираннозавры изначально были на удивление маленькими существами, длиной примерно в 90 см, но с очень длинными хвостами.

Эта длина составляет лишь десятую часть от размера их взрослых собратьев и может помочь объяснить, почему исследователи до сих пор не нашли других экземпляров этих крошечных динозавров.

Странности звезды Бетельгейзе

Бетельгейзе, космос, звезда, фото Fullscreen
Звезда Бетельгейзе

Бетельгейзе входила в число самых ярких звезд на небе, до тех пор пока в декабре 2019 года ее интенсивное мерцание таинственным образом не потускнело.

Это удивительное изменение заставило ученых взволноваться: возможно, Бетельгейзе находилась на грани уничтожения и могла взорваться сверхновой ярче, чем полная луна. Однако в августе 2020 года NASA объявило о гораздо менее экстраординарном объяснении этого явления — звезда "отрыгнула".

Наблюдения, проведенные космическим телескопом Hubble, показали, что звезда, вероятно, испустила сверхгорячую струю плазмы, которая остывала, при движении наружу. В результате чего образовалось облако звездной пыли, которое и закрыло свет Бетельгейзе от глаз пытливых земных зрителей.

Первые намеки на ДНК динозавров

динозавры, лес, растения, рисунок Fullscreen
Ученые очень продвинулись в изучении окаменелой ДНК
Фото: National Geographic

Несмотря на все трудности, исследователи сделали огромный скачок в изучении окаменелой ДНК. Изучая хорошо сохранившиеся окаменелости возрастом более 70 миллионов лет, команда определила очертания клеток и форм, которые могут быть хромосомами, и нашла несколько возможных ядер — структур, в которых содержится ДНК.

И хотя ученые не извлекли ДНК из ископаемых клеток, и пока не могут подтвердить, является ли материал неизмененной ДНК или другим генетическим побочным продуктом, они продолжают заниматься изучением этого вопроса и проводить исследования.

Вулкан на Аляске и падение Римской республики

Вулкан Окмок, Аляска, США, фото Fullscreen
Убийство Юлия Цезаря не было главной причиной крушения Римской республики
Фото: Alaska Volcano observatory, USGS

Убийство древнеримского диктатора Гая Юлия Цезаря в марте 44 года до н.э не является причиной падения Римской республики.

Недавнее исследование ученых, проведенное в 2020 году, связало извержение вулкана Окмок на Аляске в 43 году до н.э с ухудшением климатических условий в Средиземноморском регионе, что, вероятно, и привело к неурожаям, голоду и болезням, которые усугубили социальные волнения и поспособствовали политическим изменениям в некоторых государствах западной цивилизации.

К такому заключению ученые пришли, изучив образцы 6 арктических ледяных кернов, (их можно датировать как кольца деревьев, сравнив вулканическую тефру во льду с химическим составом горных пород вулканов по всему миру) и окончательно сопоставив ее с Окмоком.

Голос 3000-летнего древнеегипетского жреца

Так говорил Несьямун - аудио из Древнего Египта

В январе 2020 года ученые воссоздали голос древнеегипетского жреца Несьямуна. Жил жрец в непростой период правления фараона Рамзеса XI — с 1099 по 1069 год до н.э. и умер из-за аллергической реакции.

Эксперты создали голосовой аппарат на 3D-принтере, взяв за основу его речевой тракт, который тщательно просканировали с помощью магнитно-резонансного томографа.

Используя речевой тракт с искусственным звуком гортани, они сумели синтезировать звучание гласной буквы, как если бы ее произносил Несьямун. Это первый подобный эксперимент, в ходе которого удалось успешно воссоздать голос умершего человека с помощью научных инструментов.

Самые близкие фотографии Солнца

Солнце, самое близкое фото, космос, звезда Fullscreen
Самая близкая фотография Солнца
Фото: SOLAR ORBITER/EUI TEAM ESA & NASA

В июле 2020 года ученые NASA представили самые близкие изображения Солнца, которые были сделаны автоматическим космическим аппаратом Solar Orbiter.

На снимках, выполненных с помощью набора телескопов дистанционного зондирования Extreme Ultraviolet Imager (EUI), примерно в 77 миллионах километров от Солнца, видны многочисленные солнечные вспышки, получившие название "костры".

Исследователи надеются, что с помощью этих фото они смогут выяснить, почему поверхность Солнца холоднее, чем ее атмосфера.

Источники: History, Live Science, Business Insider, National Geographic, Artnet, Newsweek.