Легенда о сумасшедшем лидере: почему император Калигула объявил войну морю
Несмотря на короткое правление, длившееся с 27 по 41 год нашей эры, рассказы об эксцентричном поведении Калигулы оставили после себя неизгладимый след, способствуя столь противоречивому изображению его психической нестабильности.
В истории лидеры, которые демонстрировали бездарность, часто использовали стратегию выдумывания противников, чтобы активизировать свою базу поддержки и отвлечь внимание от основных проблем того времени. Яркая иллюстрация таковой показана в поведении императора Калигулы, чье объявление войны морю является примером чего-то безумного, пишет Ancient Origins.
У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Согласно летописи, около 40 года нашей эры, вероятно, во время подготовки к британскому вторжению, император Калигула отдал приказ своим войскам: собирать ракушки с побережья. Этот приказ должен был символизировать завоевание неприступного океана, а ракушки якобы предназначались для передачи в Рим как свидетельство их триумфальных усилий.
Историческое повествование о Калигуле часто изображает его как императора с нестабильным нравом, и эта характеристика часто воспроизводится в таких легендах.
Прославившись своим беспощадным и садистским правлением, Калигула продолжает оставаться предметом дискуссий о своем идиосинкратическом поведении. Примеры включают его самопровозглашение божеством и назначение его собственного коня, Инцитата, на почтенную должность консула. Его правление, крайне непопулярное среди римского населения, завершилось его убийством фракцией преторианских гвардейцев в январе 41 года нашей эры.
Центральное место в рассказе о "подвигах" Калигулы занимает представление о его психическом расстройстве. Однако с течением времени эта история претерпела новые интерпретации, что еще больше осложняется отсутствием тогдашних источников, которые бы подтверждали утверждение о буквальной войне Калигулы с морем.
Историки даже предполагают, что термин, который переводится как "морские ракушки", неправильно трактуется.
Основной рассказ принадлежит перу Светония, римского историка, чья жизнь длилась примерно с 69 по 122 год нашей эры. Его труд "Жизнь двенадцати цезарей" — это сборник биографических очерков первой дюжины императоров Рима, часто основанных на слухах или легендах. В этом сборнике Светоний подробно описывает инцидент:
"В завершение, словно организуя развязку войны, он выстроил солдат вдоль океанского побережья, развернув баллисты и разнообразную артиллерию. Жестом он приказал своей свите собирать ракушки, заполняя ими складки шлемов и одежды. Эти ракушки он окрестил "океанскими трофеями", предназначенными для Капитолия и Палатина".
Исследователи добавляют, что "ракушки" — это ошибочное толкование термина "conchae". Это обозначение также приписывалось британским вражеским судам, захваченным в Ла-Манше, которые впоследствии перевезли в Рим для участия в триумфальном шествии — параде в честь захваченных трофеев, пленных и других символов завоевания после завершения конфликта.
Эти нарративы продолжают увековечивать ложное представление об историческом наследии Калигулы, тем самым отголоски искаженной памяти о нем в современной среде.
Ранее Фокус писал о гениальных технологиях прошлого. Ученые рассказали, как римлянам удалось построить акведуки.