Как "Звезда Смерти". Черные дыры выстрелами уничтожают материю в разных направлениях (видео)

черная дыра
Фото: NASA | Черные дыры выстрелами уничтожают материю в разных направлениях

Пока астрономы не могут сказать, могут ли струи, выпущенные черными дырами повредить звезды или планеты, но на эволюцию галактик они точно влияют.

Согласно исследованию, опубликованному в издании The Astrophysical Journal, астрономы обнаружили, как сверхмассивные черные дыры выбрасывают в космос струи материи, а затем меняют направление этих выстрелов, чтобы поразить другую цель. Ученые сравнили эти черные дыры с вымышленной космической станцией "Звезда Смерти" из киновселенной "Звездные войны", которая своими лучами уничтожала планеты. Результат нового исследования помогает лучше понять влияние сверхмассивных черных дыр на окружающие их галактики, пишет Space.

Астрономы использовали данные наблюдений космического телескопа Чандра, а также системы роботизированных наземных телескопов VLBA для изучения 16 сверхмассивных черных дыр в центрах разных галактик. Как показало исследование, струи черных дыр могут менять направление движения почти на 90 градусов.

По словам ученых, эти черные дыры вращаются и выпускают струи материи на разные цели так же как, это делала вымышленная космическая станция "Звезда Смерти" в "Звездных войнах". Они изучили направление движения струй черных дыр, состоящих из частиц высокой энергии, которые улетали в космос почти со скоростью света. На направление движения струй указывали полости в межзвездном газе.

Мощные магнитные поля вокруг сверхмассивных черных дыр направляют заряженные частицы к полюсам черных дыр с почти что скоростью света. После этого, эти частицы в виде двух струй вылетают в противоположных направлениях от разных полюсов черной дыры. Иллюстрация

По словам авторов исследования, изменение направления движения струй черных дыр происходит в течение периода от 1 до 10 млн лет. Но учитывая, что этим черным дырам примерно 10 млрд лет, то это небольшой промежуток времени. Струи из материи возникают, когда сверхмассивные черные дыры окружены аккреционным диском, то есть облаком из очень горячей материи. Часть этой материи падает в черную дыру, а часть улетает в космос.

Когда эти струи сталкиваются с горячим газом в окружающей галактике, то их энергия не позволяет межзвездному газу охлаждаться и создавать сверхплотные газовые облака. Именно из них, когда происходит сжатие облаков под действием гравитации, возникают новые звезды. Таким образом вырос струй черной дыры может прервать этот процесс. Если струи меняют свое направление, то таким образом увеличивается количество участков в галактике, где не могут появиться новые звезды.

черные дыры Fullscreen
Изображение извергающихся сверхмассивных черных дыр в галактиках ABELL 478 и NGC 5044 в рентгеновских лучах и радиоволнах

Из-за того, что черные дыры, которые изучили астрономы, находятся очень далеко, то неизвестно могут ли их струи повредить звезды или планеты. Но авторы исследования пока не могут точно сказать, как сверхмассивные черные дыры могут менять направление своих струй. Сверхмассивные черные дыры вращаются, и их струи должны совпадать с их осью вращения, то есть воображаемой линией, соединяющей полюса.

Одно из предположений состоит в том, что по мере вращения аккреционного диска вокруг черной дыры материя, падающая в черную дыру под разными углами, может сместить ось вращения черной дыры. В результате чего струи будут выброшены в другом направлении.

Как уже писал Фокус, NASA представило каталог самых необычных планет и некоторые могут быть пригодны для жизни. В каталог занесены 126 планет, которые имеют экстремальные условия.

Также Фокус писал о том, что ученым из NASA удалось решить проблемы, возникшие у теперь уже межзвездного зонда "Вояджер-1". Недавно были впервые за полгода получены нормальные научные данные.