Самый большой шторм в Солнечной системе: ученые выяснили, когда он возник на Юпитере (фото)

большое красное пятно юпитер
Фото: NASA | Самый большой шторм в Солнечной системе: ученые выяснили, когда он возник на Юпитере

Одна из самых главных особенностей Юпитера – это Большое красное пятно. Оказалось, что этот шторм не такой старый, как предполагалось.

Считается, что впервые Большое красное пятно обнаружил в 1665 году астроном Джованни Кассини. Но до сих пор астрономы спорят о том, существует ли этот гигантский атмосферный вихрь на Юпитере так долго. Возможно астрономы наблюдали в разное время разное явление? Авторы исследования, опубликованного в журнале Geophysical Research Letters, считают, что на самом деле Большое красное пятно существует намного меньше времени, чем предполагалось, пишет ScienceAlert.

Большое красное пятно представляет собой гигантский антициклонический шторм в атмосфере Юпитера, размер которого больше, чем размер Земли. Скорость ветра там превышает 400 км/ч. Его история, как и то, как он сформировался, остается загадкой.

Большое красное пятно Fullscreen
Фото: NASA/ESA

Первые наблюдения за этим атмосферным явлением относятся ко второй половине 17 века. Большое красное пятно наблюдали астрономы вплоть до 1713 года. Но до 1830 года его больше не видели с тех пор. Четкая атмосферная структура была более точно описана как раз именно в то время. Одни ученые считают, что на самом деле это одно и то же атмосферное явление, а другие полагают, что нет.

Авторы исследования объединили исторические записи с компьютерным моделированием, чтобы выяснить историю происхождения Большого красного пятна на Юпитере и то, сколько ему на самом деле лет.

Большое красное пятно считается самым большим и самым долгоживущим атмосферным вихрем в Солнечной системе. В 1879 году длина пятна составляла 39 000 км, а с тех пор она сократилась до 14 000 км. Пятно также стало более округлым. Авторы исследования считают, что на самом деле в 17, 18 и 19 веке астрономы наблюдали разные атмосферные явления, которые не являются одним и тем же Большим красным пятном.

большое красное пятно юпитер Fullscreen

Впервые максимально детально эту структуру помогли рассмотреть изображения аппарата "Вояджер-1", которые он сделал в 1979 году с расстояния 9 млн км от Юпитера. Начиная с 2016 года еще более подобные снимки этого явления неоднократно делал аппарат "Юнона", в том числе с расстояния 8000 км от Юпитера. Благодаря новым данным удалось выяснить, что атмосферный вихрь не является очень глубоким и его вертикальная долина составляет примерно 500 км.

В атмосфере Юпитера есть ветры, которые дуют направлениях на разных широтах. К северу от Большого красного пятна дуют ветры в западном направлении, и их скорость составляет 180 км/ч. К югу от пятна ветры дуют в противоположном направлении со скоростью 150 км/ч. С помощью моделирования ученые изучили различные силы, которые могут вызвать появление Большого красного пятна в таких обстоятельствах. Но один известный механизм, как показало исследование не мог привести к этому. Действительно антициклонические штормы могут возникать в таком случае, но они не похожи на нынешнее Большое красное пятно.

большое красное пятно юпитер Fullscreen
В атмосфере Юпитера есть ветры, которые дуют направлениях на разных широтах. К северу от Большого красного пятна дуют ветры в западном направлении и их скорость составляет 180 км/ч. К югу от пятна ветры дуют в противоположном направлении со скоростью 150 км/ч. С помощью моделирования ученые изучили различные силы, которые могут вызвать появление Большого красного пятна в таких обстоятельствах

Дальнейшее моделирование дало больше подсказок относительно формирования атмосферного вихря. Известно, что ветры Юпитера обладают нестабильностью, называемой Южным тропическим возмущением. Когда ученые внесли этот параметр в моделирование, то возник антициклонический шторм, очень похожий на Большое красное пятно.

Моделирование показало, что со временем пятно вращается быстрее, поскольку оно сжимается и становится более компактным. Поскольку сейчас атмосферный вихрь выглядит именно так, что ученые остановились на таком объяснении его происхождения.

Ученые считают, что наблюдаемый процесс формирования Большого красного пятна на самом деле начался не раньше, чем в середине 19 века, когда оно было больше, чем сейчас. Таким образом этот отличительной особенности Юпитера где-то примерно 150 лет.

Как уже писал Фокус, сейчас Земля технически не вращается вокруг Солнца. Никаких поводов для паники нет, ведь с нашей планетой, и тем более с нашей звездой, ничего не произошло. Это просто физика.