Древнее вымирание на Земле поможет предотвратить закипание планеты: что обнаружили ученые (фото)

италия, известняк италия
Фото: SciTechDaily | Итальянский известняк был собран на участке Меркато-Сан-Северино на юге Италии

Исследователи считают, что новая находка может стать ключом к пониманию того, как на нынешние условия океана повлияют истощение кислорода и изменение климата.

Исследователи больше не пугают климатическим кризисом — он уже тут, в результате чего на мир обрушились экстремальные волны тепла, засухи и лесных пожаров. Кроме того нас ждет невиданный сезон ураганов — количество крупных штормов в этом году настолько увеличится, что в списке не хватит имен, чтобы назвать их все. В результате ученые ищут подсказки в прошлом, которые бы помогли нам разрешить климатический кризис, пишет SciTechDaily.

В новом исследовании команда из Университета Дьюка обнаружила в итальянском известняке важную подсказку, которая проливает свет на массовое вымирание морской жизни, произошедшее миллионы лет назад. Авторы исследования полагают, что их открытие может стать ключом к пониманию того, как на текущие условия океана повлияют истощение кислорода и изменение климата.

По словам соавтора исследования, доцента кафедры наук о Земле и климате Майкла Киппа, это древнее событие и подобные ему, по сути, являются лучшими аналогами того, что может произойти на планете в ближайшие десятилетия и столетия.

В своей работе ученые стремились измерить, как потеря кислорода в океанах привела к вымиранию большинства морских видов около 183 миллионов лет назад. В юрский период, когда на планете процветали ихтиозавры и плезиозавры, вулканическая активность в современной Южной Африке высвободила невероятное количество углекислого газа — около 20 500 гигатонн за 500 000 лет. Это привело к тому, что океаны начали неимоверно нагреваться и терять кислород — результатом этого события стало удушение и вымирание большинства морских видов.

По словам другого соавтора исследования Мариано Ремиреса, древние массовые вымирания не являются идеальным способом предсказать, что произойдет с планетой в будущем, однако это весьма эффективный метод.

известняк италия Fullscreen
Исследователи нашли в итальянском известняке подсказки о вымирании морской среды юрского периода, вызванном выбросами вулканического CO2
Фото: George Mason University

В ходе исследования ученые изучили известняковые отложения, содержащие химические вещества, относящиеся ко времени извержения древнего вулкана. В результате они смогли оценить изменение уровня кислорода в древних океанах Земли. В какой-то момент кислород был полностью истощен на 8% древнего морского дна планеты.

Исследователи отмечают, что с момента начала промышленной революции, в результате деятельности человека было выделено невероятное количество углекислого газа, что примерно соответствует 12% от вулканических выбросов во время юрского вулканизма.

В то же время ученые отмечают, что нынешние темпы выбросов CO2 в земную атмосферу являются беспрецедентными, а потому слишком сложно предсказать, когда может произойти следующее массовое вымирание. Например, некоторые ученые вовсе считают, что оно уже началось на планете.

Ранее Фокус писал о том, что началось шестое массовое вымирание: ученые считают, что виной всему — человек.