Крупнейшая во Вселенной: какая самая большая планета из когда-либо найденных

планета, крупнейшая планета
Фото: Live Science | Крупнейшую планету во вселенной не так просто определить

За последние столетия людям удалось открыть более пяти тысяч планет, и среди них действительно есть гиганты, но кому на самом деле принадлежит первенство.

С момента изобретения телескопа не потребовалось много времени, чтобы понять, что Юпитер — самая большая планета в Солнечной системе. Это делает Юпитер самой большой планетой, которую мы знали в течение четырех столетий. Но технологии развиваются, а вместе с ними и возможности — в результате нам стало известно о множестве экзопланет (планет за пределами Солнечной системы), а потому рекорд Юпитера был побит не единожды, пишет IFLScience.

Так какая же самая большая планета из всех, открытых человечеством? На этот вопрос, увы, нет единого ответа, но у ученых есть несколько претендентов.

Что такое планета?

Еще в 2005 году Международный астрономический союз дал определение "планете", в результате чего была решена большая часть разногласий. Планетой считается тело, вращающееся вокруг звезды или имеющее с ней общую орбиту, но недостаточно массивное, чтобы вызвать термоядерный синтез в своем ядре, как произошло бы с другой звездой.

Существуют также дополнительные требования. Например, тело должно достичь гидростатического равновесия и динамично доминировать в своем регионе.

Сложность в случае более крупных объектов заключается в том, что дейтерий легче синтезировать, чем водород. Это создает категорию объектов, известных как коричневые карлики, которые обладают достаточным гравитационным давлением, чтобы синтезировать атомы дейтерия в ядре, но не водорода. Дейтерий редок, а потому коричневые карлики излучают лишь небольшую часть света настоящей звезды, в результате чего их довольно сложно отличить от обычных планет.

Определение МАС также исключает объекты, которые слишком велики по сравнению с тем, вокруг чего они вращаются. Это работает в случае так называемых "планет-изгоев", которые свободно плавают по галактике, не имея звезды или коричневого карлика, направляющих их. Ученые предполагают, что "планет-изгоев" может оказаться больше, чем обычных, но проблема заключается в том, что их чрезвычайно сложно обнаружить.

Самая большая и массивная планета

Ученые отмечают, что назвать рекордсмена попросту невозможно, так как существует неопределенность, когда дело касается определения массы и размера экзопланет. Кроме того, некоторые тела также невозможно с точностью отнести к планетам или коричневым карликам, что усложняет задачу еще больше. И все же, ученые назвали претендентов.

GQ Lupib

Было предпринято минимум четыре попытки оценить его радиус, в результате чего были получены значения от 1,8 до 4,6 радиуса Юпитера. Последняя оценка и вовсе внесла неопределенность, а потому размер этой планеты может достигать 46 радиусов Юпитера, то есть более чем в 200 раз больше объема Юпитера.

Причина, по которой эту планету так трудно оценить, заключается в том, что она очень молода — температура здесь достигает 2000°C и ученые не могу с уверенностью сказать, является ли это тепло теплом образования или на планете происходит еще и некоторый синтез. Кроме того, планета находится невероятно далеко от своей звезды, а потому ученые не могут оценить ее массу.

PDS 70b

Одна из оценок предполагает, что радиус планеты в 2,72 раза больше радиуса Юпитера, а согласно другой — более 1,3 радиуса Юпитера. Таким образом планета вполне может претендовать на звание "самой объемистой". Ученым также известно, что масса планеты в 2-8 раз превышает массу Юпитера.

DH Taurib

Эта планета имеет предполагаемый размер, очень похожий на PDS 70b, но над ним нависают предположения о возможном статусе коричневого карлика. Исследователи считают, что ее радиус в 2,085 раза превышает радиус Юпитера. Но эту планету едва ли можно назвать претендентом на звание "самой массивной". Масса DH Taurib ближе к Сатурну, чем к Юпитеру, что указывает на очень низкую плотность из-за раздутости из-за близости к звезде.

В то же время существуют другие планеты с еще неопределенными размерами, а потому ученые не могут с уверенностью отдать титул "самой большой планеты" кому-то конкретному.

Ранее Фокус писал о том, что самая большая планета в Млечном Пути: что это за мир и где он находится.