химические элементы
Фото: New Atlas | Номер 120: ученые приблизились к созданию самого тяжелого химического элемента во Вселенной

Ученые смогли создать с помощью пучка титана атомы ливермория, что приближает к созданию унбинилия – элемента под номером 120 в периодической таблице.

В ходе инновационного эксперимента в ускорителе частиц американские ученые смогли с помощью пучка титана создать ливерморий, химический элемент под номером 116, один из самых тяжелых элементов во Вселенной. Это достижение открывает путь к созданию самого тяжелого элемента среди всех известных — унбинилия с номером 120 в периодической таблице. Исследование было опубликовано в журнале Physical Review Letters, пишет New Atlas.

По словам ученых, ранее в ускорителе частиц еще никогда не создавали ливерморий с помощью пучка титана, но это доказывает, что таким образом можно создать химический элемент с номером 120.

В периодической таблице химических элементов все элементы расположены согласно их атомным номерам, которые соответствуют числу протонов я ядре атомов. Первые 94 химических элемента можно встретить в природе, но остальные из известных 118 элементов, были созданы путем синтеза существующих элементов.

Например, для создания последнего пока что известного элемента оганессон с номером 118 ученые запускали пучок кальция (20-й номер) в мишень из калифорния (98-й номер).

С помощью пучка кальция ученые ранее создали сверхтяжелые химические элементы с атомными номерами от 112 до 118. Считается, что еще много элементов можно создать, но калифорний является самым тяжелым и последним, который можно использовать в качестве мишени, ведь остальные слишком нестабильны.

Поэтому ученые решили использовать в качестве мишени плутоний (94-й номер), но запускали по нему пучок титана (22-й номер). Но для этого им потребовался очень редкий изотоп титан-50, который нагрели до температуры более 1600 градусов Цельсия. В результате эксперимента ученые смогли получить ливерморий, хотя только 2 атома этого элемента с номером 116.

Теперь ученые планирует использовать пучок титана для создания гипотетического элемента с номером 120, который имеет рабочее название унбинилий. Для этого планируют запустить пучок титана в калифорний-249.

Если его удастся создать, то эту будет щелочноземельный металл, и он будет находится рядом с еще не открытым элементом с номером 119. Ученые считают, что 120-й элемент будет очень стабильным.

Сверхтяжелые элементы обычно имеют очень короткий период полураспада, то есть они распадаются за считанные миллисекунды, что делает их трудными для изучения и непрактичными для использования. Но было предсказано, что некоторые изотопы этих элементов могут иметь необходимое количество нейтронов, чтобы стабилизировать элементы на минуты и даже дни. Если это так, то элемент с номером 120 может стать наиболее полезным новым элементом, созданным за довольно долгое время.

Эксперименты по созданию нового элемента начнутся в следующем году.

Как уже писал Фокус, ученые смогли увидеть, как темная материя отделилась от обычной во время галактической катастрофы. Астрономы стали свидетелями того, как темная материя летит впереди обычной материи во время столкновения скопления галактик.