Тутанхамон из Казахстана: как археологи добыли золото, но потеряли историю

Фото: Arkeonews

В 1969 году на территории Казахстана нашли захоронение человека в драгоценном доспехе из золота, который в дальнейшем стал символом страны. Однако, увлекшись 4000 артефактов, ученые забыли о человеческих останках.

Золотой доспех воина V века до н. э. является главным символом независимости Казахстана. Этот артефакт, известный как "Золотой человек", нашли в гробнице Сака вблизи поселения Иссык, примерно в 60 км к востоку от Алматы, пишет Arkeonews.

В 1969 году во время раскопок в кургане Иссык на юге Казахстана археологи нашли останки вместе с украшенными золотом доспехами и другими бесценными погребальными артефактами. Останки, прозванные "Золотым человеком", обнаружил фермер, который наткнулся на это место во время подготовки земли к посеву. Хотя основную гробницу разграбили еще раньше, богатое захоронение, спрятанное в боковой части кургана, осталось нетронутым.

В саркофаге, сделанном из еловых бревен, археологи обнаружили скелет, украшенный 4 000 золотых украшений. Эта находка была настолько удивительной, что человеческие останки сначала получили меньше внимания. Золотого человека, которого называют "Тутанхамоном Казахстана", считают 18-летним воином племени сака, одетым в костюм, состоявший из тысяч золотых украшений, включая рубашку, сапоги и головной убор.

золото, артефакт, курган, человек, останки, гробница, украшения, археологи, археология, Казахстан, мужчина, женщина, скифы, кости, история, скелет Fullscreen
Фото: Arkeonews

Костюм, причудливо украшенный животными мотивами и головным убором высотой 70 см со стрелами, направленными в небо, снежными барсами и мифическим зверем. Однако некоторые исследователи, в частности археолог Жаннин Дэвис-Кимбал, утверждают, что Золотой мужчина на самом деле может быть Золотой женщиной. В своей книге 2002 года "Женщины-воительницы" Дэвис-Кимбалл предполагает, что такие артефакты, как зеркало, ожерелье, прялка и головной убор на тему плодородия, найденные в гробнице, указывают на то, что останки могли принадлежать женщине-жрице.

Существует теория, что Золотая женщина может быть связана с Томирис, царицей племени масагетов, известной своей победой над персидским императором Киром Великим. Недавно кости, хранившиеся в картонной коробке с запиской "Золотой человек, да упокоится с миром", были обнаружены в судебно-медицинском институте.

Плохое состояние костей после 50 лет воздействия бактерий и вирусов затрудняет дальнейший анализ. Тем не менее, возможность того, что Золотой человек на самом деле был женщиной, остается открытой из-за рудиментарного характера первобытного исследования и сходства с женскими скифскими курганами на южном Урале.

Использовали вместо стола: турист нашел древнеримский саркофаг в Болгарии (фото)

Независимо от пола человека, мастерство изготовления костюма является исключительным, с использованием таких техник, как выбивание, штамповка, резьба и грануляция. Золотой человек, датируемый поздним бронзовым или ранним железным веком, после обретения Казахстаном независимости в 1991 году стал символом национального наследия.

Ранее Фокус писал о клинописной табличке с неожиданными записями, которую откопали археологи. Ее возраст оценивают в почти 3500 лет.

Также мы рассказывали о найденном в китайской гробнице странном изображении. Ученые уверены, что изображенный на одной из стен человек является "чужеродным"