Первая в истории посадка на поверхность кометы: какие секреты удалось раскрыть ученым (фото)

комета 67P/Чурюмова-Герасименко
Фото: ESA | Первая в истории посадка на поверхность кометы: какие секреты удалось раскрыть ученым

10 лет назад космический аппарат "Розетта" впервые в истории вышел на орбиту кометы и запустил не ее поверхность посадочный аппарат.

В августе 2014 года зонд "Розетта" Европейского космического агентства (ESA) через 10 дет полета впервые в истории вышел на орбиту кометы и это была комета 67P/Чурюмова-Герасименко. Немного позже зонд выпустил посадочный аппарат "Филы", которой впервые в истории приземлился на поверхность кометы. Ученые надеялись, что ледяной камень шириной 4 км, оставшийся от формирования Солнечной системы, поможет раскрыть некоторые ее загадки. Ученые из ЕКА в честь 10-летнего юбилея этой знаковой миссии рассказали изданию Space, какие открытия им удалось сделать.

Всего через несколько часов после выхода космического аппарата "Розетта" на орбиту кометы 67P/Чурюмова-Герасименко, ученые получили первые снимки ледяного тела, говорит Марк МакКогриан из ЕКА.

Так выглядит комета 67P/Чурюмова-Герасименко

Эти первые подробные фотографии показали, что комета совсем не похожа на камень в форме картофелины, который ученые ожидали увидеть. Вместо этого комета состояла из двух частей и была похожа на игрушечную резиновую утку. Ученые выяснили, что такую форму она получила в результате столкновения двух полноценных комет в ранней Солнечной системе.

Комета 67P/Чурюмова-Герасименко направлялась к внутренней части Солнечной системы, когда к ней прибыл зонд "Розетта". Ученые дали задание аппарату встретиться с кометой, когда она все еще находилась в холодной части нашей Солнечной системы, и понаблюдать, как ледяная порода трансформируется, когда регионы, годами погруженные во тьму, становятся залитыми солнечным светом.

комета 67P/Чурюмова-Герасименко Fullscreen

Зонд зафиксировал большое количество водяного пара и примерно тонну пыли, покидающих поверхность кометы каждую секунду. Все это сформировало ее характерный хвост длиной в миллионы километров.

"Зонд "Розетта" дала нам представление о том, как образуются хвосты комет", — говорит Герайнт Джонс из ЕКА.

Поверхность кометы 67P/Чурюмова-Герасименко

В кометном хвосте зонд обнаружил много органического материала и других элементов, а это показало, что несколько благородных газов в атмосфере Земли происходят из комет. В то же время выяснилось, что состав водяного пара на комете 67P/Чурюмова-Герасименко значительно отличается от земного. Неожиданным открытием стало то, насколько активность кометы ослабла, когда выброшенная пыль вернулась на ее поверхность.

После двух лет изучения кометы космический аппарат "Розетта" врезался в предмет своего исследования 30 сентября 2016 года. Направляясь к месту падения, зонд отправил на Землю фотографии поверхности кометы крупным планом.

В 2021 году комета 67P/Чурюмова-Герасименко приблизилась к Земле на самое близкое расстояние за последние 200 лет. Космический камень сейчас стремительно удаляется от нашей планеты, но на его поверхности, возможно, все еще находится остатки зонда "Розетта" и посадочного аппарата "Филы".

С тех пор ученые продолжат анализировать данные, собранные зондом и посадочным модулем на комете, что позволяет делать новые открытия. Например, через 4 года после окончания миссии, ученые впервые обнаружили уникальный тип ультрафиолетового сияния, который впервые был обнаружен именно на комете 67P/Чурюмова-Герасименко.

Как уже писал Фокус, зонд для изучения Юпитера впервые в истории совершит беспрецедентный маневр в космосе. Любая ошибка в расчетах может привести к преждевременному окончанию миссии за 1,5 млрд евро.

Также Фокус писал о том, что новое исследование показывает, что прогнозы относительно катастрофического столкновения нашей галактики и галактики Андромеды сильно преувеличены.