Слоулайферы. Жизнь без спешки становится модной

Фастфуду и туристическому галопу по миру они предпочитают медленную еду и неторопливые путешествия. На смену культу скорости приходит идея неспешности

"Все на свете должно происходить медленно и неправильно", – полагал автор поэмы "Москва – Петушки" Веничка Ерофеев задолго до того, как к середине 80-х из идеи жить без спешки на Западе выросло общественное движение. Ешь, путешествуй, читай, люби, делай покупки неспешно – главные заповеди слоулайферов (от slow life – медленная жизнь). Сторонники идеологии неспешности появились и в Украине, правда, большинство из них о том, что они слоулайферы, не догадываются. Зато как могут пытаются оградить себя от агрессивной среды. Как, например, это делает киевский инженер Лия Слепцова. Ее способ самозащиты – отказ от домашнего интернета. "Теперь дом для меня – место для творчества и общения с друзьями, а если на выходных нужна сеть, еду в офис", – рассказывает она. Лия была бы не прочь избавиться и от телевизора, но пока это сложно – она вынуждена считаться с привычками родителей.

За медленную еду

"У вас нет здоровой коровы?" – настойчиво интересуется Юлия Питенко, лидер "Slow Food Киев" – отделения международной организации, у которой более 100 тысяч единомышленников в 132 странах. "Мы уже нашли кроликов, цесарок, сейчас разыскиваем корову, чтобы посмотреть ей в глаза, погладить. Выпить чистого молока", – заметив на лицах корреспондентов Фокуса ужас, уточняет она. Вопреки опасениям, собеседница не стала читать лекцию о пользе тщательного пережевывания пищи и заглядывания в глаза коровам. "Мы не борцы и не собираемся переделывать мир, просто хотим обеспечить себя качественными продуктами, которые хотелось бы есть без спешки", – объясняет г-жа Питенко.

Киевские слоуфудовцы категорически возражают против того, чтобы их называли "организацией", а увлечение медленной едой – "деятельностью". "Для нас это хобби, которое становится образом жизни, – продолжает Юлия. – К сожалению, очень медленно, поскольку хочешь не хочешь среда заставляет ускоряться". Среди участников "Slow Food Киев" есть и бизнесмены, и художники – в основном семейные. Вместе с wine.ua они проводят "школу вина", где учатся распознавать оттенки вкуса. Снаряжают экспедиции на поиски аутентичных продуктов, например, закарпатской брынзы, молока буйволов, редких крымских вин. В марте под Каневом собираются устроить трипольскую трапезу – есть желание выяснить, чем питались предки до появления картофеля. Давно мечтают о том, чтобы создать гастрономическую карту Украины, на которой каждый регион был бы представлен своей кухней. Пока не вышло: за редким исключением гастрономическое лицо большинства районов страны не самое выразительное. В отличие, например, от Италии – там определить место, где находишься, легче всего по тому, какие блюда и вина подают к столу.

Словно проверяя Юлию на верность идеям неспешности, официанты столичной кофейни, где мы общались, несли чек минут двадцать. "Неспешность трапезы – одно, а медлительность официантов – другое. Чтобы люди без спешки и с удовольствием могли проводить время за столом, кто-то должен быстро работать", – заметила г-жа Питенко.

Не спеши, а то успеешь

"Я не похож на горячего эстонского парня из анекдотов, – предупреждает 34-летний программист Илья Степун. – Моя неторопливость не от северного темперамента, а результат осознанного выбора. Кто-то по 3–4 часа ежедневно сидит в пробках за рулем, а кто-то снимает жилье в десяти минутах ходьбы от офиса". Илья так и сделал: несколько месяцев назад сдал двушку в одном из районов Киева и снял однокомнатную квартиру недалеко от офиса.

Еще полгода назад г-н Степун почти круглосуточно качал из интернета фильмы, музыку и книги. Не смущало даже то, что смотреть, слушать и читать катастрофически не хватало времени. И только купив очередной терабайтный диск для хранения всего этого добра, задумался. "Что-то похожее наверняка чувствовали евнухи в гаремах, охранявшие чужое богатство", – сегодня Илья уже шутит на эту тему, избавившись из депрессии, в которой оказался после прозрения. Выбраться помог блог музыкального критика Микеланджело Матоса из Сиэтла. Тот призывал меломанов присоединиться к эксперименту: не скачивать и не покупать новые диски до тех пор, пока не будут прослушаны уже купленные.

Рецепт торможения оказался действенным. Начав с музыки, Илья перенес этот принцип на кино и книги: он скачивает из сети не более двух фильмов в неделю – столько же успевает посмотреть. По его мнению, смысл не в том, чтобы угнаться за всеми новинками, съесть как можно больше гамбургеров, соблазнить все, что двигается, и в спешке проехаться по всему миру только для того, чтобы потом хвастать проштампованным визами паспортом. Впервые оказавшись в крупнейших музеях мира вроде нью-йоркского MoMA, он с изумлением смотрел на людей, часами отдыхающих на диванах в фойе вместо того, чтобы, выпучив глаза, носиться по залам с шедеврами. "Древнегреческий философ Зенон утверждал, что быстрый Ахиллес никогда не догонит черепаху, если та находится на километр впереди, – объясняет Илья. – Пока Ахиллес пробежит этот километр, черепаха проползет на 100 метров вперед. Ахиллес пробежит 100 метров, а черепаха оторвется еще на 10 метров, и так до бесконечности".

Черепашьим шагом

"Чем быстрее приходится двигаться, тем чаще нужно останавливаться, – уверяет психотерапевт Марина Климова, которая уже несколько лет работает с пациентами, находящимися на грани нервного срыва. – Такие остановки есть во всех духовных практиках. В иудаизме этому посвящена суббота, которую называют островом покоя. Ее используют для того, чтобы в тишине расслышать то главное, что в суете будней проходит мимо". По словам Марины, самые острые срывы случаются даже не у карьеристов-трудоголиков, а у охотников за новыми впечатлениями. Как-то на прием к ней попал мужчина сразу после долгожданного отпуска. За десять дней автобусного тура он побывал в семи странах и двух десятках городов. В итоге от избытка впечатлений и эмоционального перенапряжения "перегрелся", вместо разгрузки получив головные боли и затяжную бессонницу. Другой пациент сорвался, вообразив, что не должен успокаиваться, пока за год не доведет свой донжуанский список до заветной сотни. Но несколько переоценил себя и спекся на четвертом десятке избранниц.

Г-жа Климова скептически относится к отключению мобильных телефонов на выходных или идее передвигаться по мегаполису пешком. "Польза от того, что вы будете сидеть с отключенным мобильным и все время думать о пропущенных звонках или часами ходить пешком по загазованному городу, близка к нулю", – утверждает психотерапевт Климова. Она советует не подменять суть красивыми жестами, а начать с главного – умения получать удовольствие, а не "отбывать номер". Например, с привычки уходить в отпуск не меньше чем на три недели подряд, проводя на одном месте не менее 7–10 дней. В прошлом году Марина впервые попробовала такой отдых, заказав у фирмы, специализирующейся на медленном туризме, поездку на Галапагосские острова. Почти месяц психотерапевт провела в компании гигантских черепах-долгожителей, среди которых, как утверждают аборигены, есть и такие, кто встречал Чарльза Дарвина. Для настоящих слоулайферов двести лет не срок.

Михаил Кригель, Фокус