Джаз воздам
Даже в Штатах джаз переживает не лучшие времена. Впрочем, легко роптать о кризисе «музыки толстых». Куда сложнее — как в Коктебеле в нынешнем году — дать ей новую жизнь. Например, микшируя с этномузыкой
В августе в Коктебеле еще много туристов, для которых джазовый фестиваль — лишняя нагрузка на барабанные перепонки. Но к бархатному сезону курортное население поселка уменьшается, а вероятность встретить среди туристов джазмена — особенно в многочисленных коктебельских кафе и лаунж-ресторанах — возрастает. В нынешнем, юбилейном для фестиваля году (5 лет — круглая дата) заядлых поклонников жанра в поселке было особенно много.
Афиша "Джаз Коктебеля — 2007" — настоящая отрада. И как прежде, в отличие от джазовых фестивалей в Виннице и Одессе, участники которых одни и те же, коктебельский форум позаботился об оригинальном составе участников.
— На пятилетие в Крым пожаловали и вовсе рисковые люди, сочетающие джаз с другой музыкой. И, прежде всего, с народной — цыганской, грузинской, украинской, — сказал Фокусу член оргкомитета и ведущий фестиваля Алексей Коган. — К слову, в прошлом году, даже на фоне таких звезд как Билли Кобэм и Стенли Кларк, выступление украинской группы "Дахабраха" наделало шума. Этно, которое они исполняли, буквально переворачивало душу.
Стартовал фестиваль с выступления детского диксиленда Романа Куприянова. Один из юных трубачей очень боялся сфальшивить: накануне у него выпали два передних молочных зуба. Обошлось. Аплодировали ребятишкам не меньше, чем Us3 - хэдлайнерам "Джаз Коктебеля".
Британскую группу с таким названием — Us3 - придумал в начале 90-х продюсер Джофф Уилкинсон. За 15-летнюю историю в Us3 сменились множество музыкантов и вокалистов. Уцелел лишь Джоффф со своей неуемной тягой к легкому джазу. Теперь в музыке группы можно отыскать следы хип-хопа, драм-энд-басса, латиноамериканских ритмов — такая мешанина не даст заскучать и мертвому.
Но впечатлили коктебельских ценителей джаза не только иностранцы. Удивительно хороши были грузины — Нино Катамадзе и Shin. Последние соединили джаз с грузинской народной музыкой. Стандарт Take Five с аджарским акцентом — нечто неописуемое. А уж когда под занавес выступления один из музыкантов Shin сорвался в лезгинку, публика и вовсе взревела от восторга.
Двойной альбом Катамадзе и ее группы Insight хорошо знают и любят в Восточной Европе. Да и в Киев Нино с концертами зачастила, не дает о себе забыть. Поклонники давно ждали новых работ певицы. В Коктебеле она сообщила Фокусу: свежеиспеченный альбом выйдет уже в начале следующего года. И прибавила: "Хочу спеть Болеро — a capella с сотней барабанщиков. В этой музыке есть настоящая гурийская тональность, что-то, что можно неожиданно преподнести".
Катя Chilly хоть и волновалась накануне выступления, не затерялась на празднике джаз-окрошки: с блеском выступила в сопровождении группы домриста Виктора Соломина. Часто ли вы слышали домру в современной музыке? А Соломин сделал эту маленькую гитарку (верхние струны — что-то восточное, нижние — балалайка) солирующим инструментом. При проливных клавишных и громоподобных басах Катя обрушила на публику какой-то вокальный напалм.
— Наверное, я только сейчас начинаю постигать джаз, — призналась певица Фокусу. — Для его исполнения нужно особое ощущение партнера. Ведь рождать музыку приходится на сцене, прямо сейчас, в реальном времени.
Фестиваль закончился 23 сентября. Прошел он так, что забрезжила надежда: джаз станет такой же достопримечательностью Коктебеля, как дом Волошина и местные коньяки. Ему просто нужна хорошая выдержка.
Фоторепортаж с фестиваля - в галерее.