Сам себе преемник
7 октября президент России отпраздновал 55-летие. Ко дню рождения Владимира Путина в Германии поставлена пьеса об Анне Политковской, которая по роковому стечению обстоятельств была убита именно в этот день год назад. Вряд ли российский лидер когда-либо увидит эту постановку. Ведь он занят режиссурой куда более занимательного политического спектакля. Отныне президент возглавляет список «Единой России» и не исключает возможности стать в будущем премьер-министром РФ.
Съезд партии власти — "Единой России" открылся 1 октября. Президента просили остаться. Эту миссию возложили на хрупкие плечи одной из делегаток съезда, идеально подходящей на роль женщины из народа. Путина умоляли не превращать граждан в политических сирот и всеми правдами и неправдами уговаривали остановиться на следующих вариантах карьеры: пойти на третий срок, возглавить правительство по окончании президентского срока или пополнить стройные ряды "Единой России". Путин ответствовал: "Изменение Конституции под конкретного человека, даже если я ему безусловно доверяю, я считаю некорректным".
Однако российский президент согласился возглавить партию, которая, по его словам, единственная из всех всегда и во всем его поддерживала. Ответный реверанс — намерение сделать все возможное, чтобы ЕР триумфально выиграла выборы. Заверения в духе "и только смерть разлучит нас" потрясали воздух и депутатов съезда, а также мировую общественность, которая в очередной раз дивилась путинским заявлениям.
Премьерское седло
На съезде глава российского государства также заявил, что не имеет ничего против того, чтобы возглавить правительство в случае победы партии власти на выборах в Думу в декабре 2007-го. Правда, думать об этом рановато, заметил Путин. Для этого одной победы ЕР мало. "Президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный и эффективный человек", — озвучил он второе непременное условие, добавив, что только с таким он сможет легко сработаться. Впрочем, многие эксперты уверены: если в кресло премьера сядет Путин, то это неизбежно приведет к тому, что президентская должность значительно потеряет в весе.
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики, прокомментировал решение главы государства так: в случае избрания Путина новым премьером в России сразу появится второй центр влияния в обществе. Харизмы президента, по мнению Павловского, должно хватить на то, чтобы исполнительная власть считалась с ним, даже если он сознательно пойдет на понижение в должности.
Партия власти, без сомнения, получит большинство в Думе. Глава центрального исполнительного комитета "Единой России" Андрей Воробьев считает, что в Госдуме единороссам достанется около 300 мандатов из 450. И проведение через парламент закона о правительстве, который кардинально перераспределит рычаги влияния, станет чисто техническим вопросом.
По словам политического обозревателя и заместителя главного редактора "Новой газеты" Андрея Липского, это может стать одним из двух возможных будущих сценариев политической пьесы. Второй, или скорее первый, уже ранее озвученный вариант, — скорая отставка Виктора Зубкова с поста президента, на который его изберут без пыли и шума. Конечно, если отмашку даст нынешний президент.
— Тогда Путин становится и. о., назначаются новые выборы, и он еще два срока может рулить страной, — констатирует Липский.
Пасьянсы оппозиции
Не согласен с такой позицией лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский, который в интервью радио "Эхо Москвы" заявил, что последнее решение президента никак не связано с выборами. И хотя он признает, что Путин добавит голосов единороссам, но на ситуацию в целом это вряд ли особо повлияет, так как именно "Единая Россия" изначально была партией президента. Явлинский уверен, что глава государства не превратится в ту дрожжевую закваску, которая заставит рейтинг партии власти стремительно расти. Да это и не нужно. Цифры и так зашкаливают — по последним данным единороссы могут легко претендовать на две трети мандатов в Государственной Думе.
Лидер Союза правых сил Борис Немцов в интервью Би-Би-Си сказал, что заявление президента очень органично вписывается в план Путина, согласно которому в марте будущего года в России будет избран технический президент Виктор Зубков. Лидер СПС считает, что подобная схема приведет к двоевластию в стране и может закончиться смутой.
Однако пока у нынешнего премьера России дела не очень хороши. Согласно последним исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, только 6% населения страны считают Зубкова достойным президентского поста. Почти половина россиян (44%) затрудняется назвать достойного кандидата. При этом Путина называют лучшим премьером в современной истории страны — в этой оценке солидарны 34% населения.
Мышеловка для элит
Станислав Белковский, глава Института национальной стратегии России, называет последнее решение Владимира Путина блефом.
— Речь идет об очередной путинской разводке, — говорит Белковский. — Потому что, если бы он хотел стать премьером, он бы об этом не заявлял.
Политолог трактует заявления российского лидера как попытку сохранить влияние в последние месяцы неизбежно уходящего в небытие президентского срока:
— Миф о третьем сроке рухнул, а миф о возвращении никого не убедил. Поэтому основные группы влияния начали воевать ожесточенно, не оглядываясь на Путина, который еще недавно был для них судьей и арбитром.
Выступление президента РФ на съезде обусловлено его желанием положить конец конфликтам. В то же время политолог уверен, что Путин никогда не стремился к абсолютной власти и бремя ответственности он переносит тяжело.
— Я вообще не считаю, что Путин очень хочет оставаться в российской власти после весны 2008 года, — высказывает свое мнение политолог, — поскольку ответственность колоссальная, есть много негативных тенденций, которые нарастают, и это не является для него секретом. Через три месяца элиты убедятся в том, что их в очередной раз обманули и дезориентировали. Я даже не исключаю вариант возможной отставки Владимира Путина в середине декабря 2007 года.
Как Путину остаться у руля (схема)
Взгляд
Илан Берман, вице-президент Американского совета по внешней политике
— Думаю, ни здесь, в Вашингтоне, ни в Москве или Киеве никто не сомневается в том, что человек, облаченный такой полнотой власти, как Владимир Путин, не сможет от нее отказаться. Поэтому его заявление о возможном премьерстве, конечно, не стало сюрпризом. Но если он вытягивает для себя этот билет, институт президентства автоматически становится слабее, поскольку не сможет противостоять харизме Путина. И тогда полномочия президента плавно перейдут в руки премьера.
Что бы ни произошло, Путин останется у власти: станет ли он главой Российско-Белорусского союза, возглавит Газпром или что-то еще, он твердо намерен остаться. К тому же его уход сильно отразился бы на том механизме работы российской политики, существующем сегодня. И Путин для себя видит сигналы того, как небезопасно оставлять власть в Москве. То есть уходить – это нелогично.