От великого до смешного. Над чем смеются украинцы
Смеясь, украинцы спасаются от бедности, старости и болезней. Благо этого лекарства в стране с избытком
–Так-так… Ищу смешное, ищу смешное, – известный украинский юморист Дмитрий Чекалкин шуршит блокнотом в поиске собственных смешных изречений. Судьба юмориста непроста – он всегда обязан быть веселым. Страшно представить, какой ужас охватывает профессиональных весельчаков в канун Дня смеха.
– О, вот же: ирония – лучшее средство преодоления земной гравитации. Или так: есть два качества, которые отличают человека от других живых существ, – сострадание и самоирония.
Представления о том, что смешно, за последние два десятка лет изменились до неузнаваемости. На смену анекдотам о КГБ сначала пришли шутки о малиновых пиджаках и новых русских. "Когда большинство бандитов перестреляли, а остальные ушли в политику, народ начал шутить о власти. Сколько же анекдотов было выдумано в эпоху Кучмы! – вспоминает социальный психолог Олег Покальчук. – Самое потешное, что герои шуток тех лет и сейчас у всех на устах".
Способность смеяться как один из показателей психического здоровья у украинцев в избытке. Настораживает лишь то, над чем мы смеемся, считает психолог и ставит диагноз: "Происхождение смеха – реакция на нелепости. Например, чупакабра в туалете – это страшно, а вот клоун в сортире – смешно. Нелепостей в стране так много, что это пугает, – поясняет Покальчук. – Нет точки опоры. Непонятно, что нормально, а что нет. Вот мы и смеемся над всем подряд".
Вона и звезды
Дмитрий Чекалкин радуется, что на телевидение наконец вернулся качественный юмор. "Большая разница", "Прожектор Перисхилтон" – отличный юмор, хорошая режиссура и картинка приятная. Жаль, что подобный продукт не появляется в Украине – нет денег". Куда дешевле и быстрее рождаются новые форматы в интернете. Будущий диктор и телеведущий киевский студент Александр Фурман по долгу службы знает анекдотов больше других. Он – один из создателей и модератор сайта "Укрбаш", сборника смешных цитат интернета. "В сети – уйма новых жанров: карикатуры, называемые фотожабами, демотиваторы – смешные картинки с подписями в черных траурных рамках. И просто мэмы – смешные фразочки, вызывающие хохот". Помимо специфических шуток на сайт попадают народные байки на злободневные темы – свиной грипп, суровая зима. Наконец, политика вроде "Ви смажете – ВОНА варить. КастрЮЛЯ". Фурман разводит руками – шутки рождаются там же, где и новости. "Политики в Украине – кумиры и боги шутников".
Не одними политиками, впрочем, юмористы живут – с недавних пор героями анекдотов все чаще становится украинский шоу-бизнес. Волну спровоцировали многочисленные светские хроники на ТВ. Преподаватель английского языка Таня Marmuletka недавно даже премию получила за лучший блог года. Ее "Ругу.Ли", сайт "об агрессивной безвкусице украинского бомонда", за год прославился среди ценителей тонких насмешек над отечественным гламуром. "Рагуль – это недалекий человек с огромными амбициями, – описывает Marmuletka героев своих постов. – Только понаблюдайте за звездами, как аляповато они одеваются, что говорят, чем увлекаются. А как сами себя орденами награждают, какие родословные себе выдумывают!". Фотографии подловленных звезд на сайте часто приправляются короткими смешными четверостишиями вроде такого: "З українських Казанов луччий в нас Павло Зібров. Цвєт костюма – як сірєнь, ну і вуса, ясєн пєнь".
На старт, внимание – смеемся!
Тренинги харьковчанки Зинаиды Шейнфельд – тот случай, когда смех без причины – признак психологического выздоровления. Им, смехом, заниматься нужно, как гимнастикой, каждый день по 5–10 минут непрерывно. Если кто-то рассказывает анекдоты и кривляется, то Зинаида доводит до кондиции своих подопечных буквально трансом. "Моя фишка – психологические приемы и дыхательные упражнения йоги". У модной нынче смехотерапии есть медицинские противопоказания – паховая грыжа и онкологические заболевания. Но тренер с этим категорически не согласна: "Именно смехотерапия спасла от смерти онкобольного американца – автора методики".
В украинском классификаторе профессий хоть и нет специальности медицинского клоуна, но волонтерам из львовского Благотворительного фонда "Доктор клоун" это не мешает. Для детей он – Доктор Неболит. Для коллег по электроцеху одной из львовских ТЭЦ – Александр Кит. "В работе – ничего общего с клоунадой. Выручают таланты – рисование, пение и игра на гармошке". Поначалу работа медицинского клоуна была невыносимой, вспоминает Саша. После двух-трех палат ребята делали получасовые перерывы: видеть больных детей и улыбаться им – задача не из легких. Доктор Клоня, а в жизни Катерина Назарук, преподаватель экологии Львовского национального университета им. Франко, запуталась, кем быть приятнее – учителем или клоуном. "Порой хочется на паре достать шарик и начать кривляться", – говорит она. Ее клоунский набор – две конфеты вместо таблеток, носик для ребенка и шарик в подарок. С этим скарбом раз в неделю она приходит в больницу и совершает обход, веселя и детей, и родителей. "Я верю, что смех лечит – сама, когда болею, звоню друзьям с просьбой насмешить. И болезнь отступает".
Сам себе юморист
Максим Гришов от Дня смеха в детстве изрядно настрадался – ему просто подфартило родиться 1 апреля. Отец Максима, как полагается, в новость о его рождении 19 лет назад тоже не сразу поверил. "Какой нормальный человек поверит, что день рождения может быть первого апреля? И мне дети не верили, когда в начальной школе учился. Маме приходилось обзванивать одноклассников и подтверждать: да, мол, у сына день рождения, приходите в гости". Разыгрывать знакомых в собственный день рождения стало для парня традицией, как и задувать свечи на праздничном торте. "Уважаемый, а почему вы в тапочках? – могу подшутить я над прохожим на улице. Знаю много первоапрельских шуток, но в общем специальный повод для веселья мне не нужен".
Придумывать себе поводы для веселья – любимое занятие и студентов "Университета третьего возраста", где учатся киевские пенсионеры. Они и в КВН, и в переодеваниях – выдающиеся мастера. Веру Каштан киевляне уже четыре года знают как Чарли Чаплина: в мужском костюме, башмаках с задранными носками, котелке и с тростью она регулярно прогуливается по центру города. "Моя трость удачу, говорят, приносит – все спешат к ней прикоснуться. И мне весело, и окружающим". Бывший парикмахер, сейчас она руководитель студии "Ретро-бабушки" в институте. Студенты-пенсионеры шьют себе костюмы, гримируются и устраивают дефиле. "Почему нет? Солидность – штука относительная, сколько солидных людей совершает глупые поступки. А буффонада, клоунада и веселье жить помогает".
К 1 апреля студия г-жи Каштан готовит сюрприз – в центр Киева выйдет не только Чарли, но еще три дамы в мужских нарядах. "Три девочки, не дамы – девочки! Мы так себя называем. И волосы не красим, а оставляем седину. Чего смущаться?".
Евгения Даниленко, Фокус