Без купюр. Британцы бегут от цивилизации

Тех, кто полностью отказывается от денег, считают чудаками. Их единицы, но у них все больше сторонников, готовых отречься от благ современной цивилизации

"В тот день, когда я наконец решил больше не пользоваться деньгами, для меня изменился целый мир, – пишет в своем блоге лондонец Марк Бойл. – Помню, тогда в очередной раз сообщили о том, что лопнул какой-то банк".

Для начала он определил для себя временные рамки эксперимента – один год. Подобрав подходящий фургон, Бойл переселился из лондонской квартиры в новое пристанище, место под которое, кстати, оплатил собственным трудом – устроившись волонтером на органическую ферму неподалеку от Бристоля. Трижды в неделю Бойл добирался до города на велосипеде, несмотря на неблизкий путь – более 40 км.

Готовить еду ему приходилось прямо на улице, и это, несмотря на суровый британский климат, стало, по признанию Бойла, "одной из новых радостей новой жизни".

"Птицы на деревьях стали моим новым iPod, а наблюдения за природой научили меня большему, чем все документальные фильмы, которые я просмотрел в своей жизни по телевизору", – с восторгом рассказывает бывший горожанин.

Единственное, на что он потратил деньги (около 325 евро), – это солнечные батареи для телефона и ноутбука. И хотя батареи не очень вписывались в новую систему ценностей, согласно которой Бойл должен был отказаться от всех благ цивилизации, по его словам, в самом начале эксперимент не мог быть идеальным.

В качестве туалета Бойл использовал поддоны из ближайшего магазина, а вместо туалетной бумаги – старые газеты. Однажды, рассказывает британец, в дело пошла даже статья о нем самом. Стирать приходилось в речке, мыло Бойл варил из орехов сам.

"Еда стала единственной моей насущной потребностью", – рассказывает британец.

Помимо разбитого на участке огорода, ему иной раз приходилось добывать пропитание в местных ресторанах и магазинах, – он забирал просроченные продукты, которые должны были отправиться на свалку. По его мнению, если бы каждый сам производил продукты, то их никогда бы не выбрасывали.

Одни в поле

Спустя год Бойл понял, что возвращаться к прежней жизни ему вовсе не хочется. В 2007-м британец основал Freeconomy Community, сообщество, в котором он мог обмениваться опытом с такими же радикально настроенными сотоварищами.

"Я понял, что в мире без денег на все нужно тратить больше времени: стирать вещи в холодной воде мне приходится по два-три часа, тогда как в машинке это заняло бы не более 15 минут, – говорит Бойл. – Но лучше уж я потрачу время на то, чтобы самому испечь хлеб, чем буду убивать часы на какое-нибудь реалити-шоу у телевизора".

Когда-то чувство безопасности британцу приносили именно деньги. Теперь вместо них – местное сообщество и друзья. И нынешние отношения ему больше по душе, ведь они выстраивались "на доверии и доброте, а не на деньгах", резюмирует Бойл.

В своем блоге британец читает не только восхищенные отклики людей, которые никогда не решились бы на подобный эксперимент, – над ним частенько посмеиваются и называют лицемером. Многие интересуются: раз уж Бойл стал таким поборником жизни в гармонии с природой, почему он оставил себе компьютер и сотовый?

"Откажись я от этих вещей, услышал бы обвинения, что я просто хочу спрятаться от всего мира, и мне плевать на то, что происходит в обществе, – объясняет Марк. – А так меня называют лицемером. В обоих случаях я бы проиграл. Но мне хочется донести до всех, что мы из-за своих покупок уничтожаем планету, чтобы люди поняли, что они потребляют, и при покупке делали осознанный выбор: что им действительно необходимо, а без чего можно было бы обойтись", – пишет в блоге Бойл.

Он цитирует Пола Маккартни, который когда-то сказал: "Если бы стены скотобоен были прозрачными, мы все стали бы вегетарианцами".

Бойл уверен, что найдутся люди, которые вдохновятся его примером, и готов терпеть нападки своих критиков. И хотя пока рядом с фургоном Бойла никто не спешит разбивать огороды, в последнее время на его почту приходят тысячи писем с обещаниями питаться только органическими продуктами, стать вегетарианцами или же не летать на самолетах хотя бы в течение года.

Фрау бартер

Но как минимум одним сподвижником Бойл мог бы гордиться. Хотя скорее его самого стоит называть последователем немецкой пенсионерки Хайдемари Швермер, живущей без денег уже более 13 лет в городке Дортмунд.

Много лет Швермер работала в родном городе психотерапевтом и учительницей средних классов. Как и многие сограждане, большую часть своей жизни она тяжело трудилась, старалась заработать больше, чтобы больше тратить. Как психотерапевт она встречалась с теми, кто долгое время пребывал в глубокой депрессии именно из-за постоянного напряжения на работе и недостатка свободного времени. В то же время среди безработных и бедных чаще встречались люди, которые считали себя вполне счастливыми. Швермер решилась на эксперимент: она открыла своего рода пункт обмена услугами "Давай и бери", в котором люди помогали друг другу в обмен на такую же помощь со стороны. К ней приходили не только те, кто нуждался в каких-то услугах, но и те, кто просто хотел почувствовать себя полезным и нужным. Так, учителя английского языка давали бесплатные уроки в обмен на выгул своих собак, а парикмахеры-пенсионеры стригли электриков, чтобы заработать на починку проводки в квартире.

Вскоре Швермер отказалась от дома, раздала все вещи и с головой ушла в новую идею – жизни без денег. Поначалу она присматривала за домами и квартирами людей, которые были в отъезде, за что получала крышу над головой и питание. Затем решила открыть пункты обмена услугами по всей Германии, стала писать книги и снялась в документальном фильме "Жизнь без денег". По прошествии стольких лет она говорит, что никогда еще не чувствовала себя такой свободной.

"Я поняла, что долгое время меня окружали вещи, которые мне совершенно не были нужны. Поэтому я и решила ничего не приобретать, пока не смогу дать что-то взамен, – рассказывает Швермер. – А когда я раздала все свои вещи, как будто груз упал с моих плеч".

Новый образ жизни помог женщине вернуть здоровье. Она стала заниматься медитацией, отказалась от медстраховки и говорит, что за эти годы научилась снимать боль руками. На экстренный случай в ее кошельке есть 200 евро, а если в ее руки попадают какие-то деньги, она их тут же раздает.

"Моя жизнь вполне нормальна, просто в ней нет места для денег. Но посмотрите: живут же люди без денег в Сибири или Африке", – весело добавляет она.

Швермер часто читает лекции по всей Германии и рассказывает молодежи о своем образе жизни. За ней также пока не следуют толпы последователей. Но Швермер, как и британцу Бойлу, достаточно того, что люди обещают ей тратить меньше или просто начинают заниматься йогой. "Так я сею зерна, которые могут вырасти и изменить нынешнее общество", – с оптимизмом говорит пенсионерка.

Яна Седова, Фокус