Варяги и "Варяг"

На флагштоке перед главной проходной николаевского Черноморского судостроительного завода трепещет флаг России: выцветший и обветшалый. Злые языки утверждают, что так собственник завода решил проиллюстрировать свое заявление: мол, предприятие является территорией Российской Федерации. Попасть сюда, как и во всякое иностранное государство, довольно сложно: обычно за проходную не пускают ни представителей властей, ни депутатов, ни журналистов. Ну, разве что — по случаю. Таковым стал «спуск судна», как проанонсировали это событие руководители ЧСЗ

В гулких и темных коридорах заводоуправления воняло, как в общественной уборной. Впрочем, "аромат" распространялся именно из туалетов: уже долгое время на ЧСЗ нет воды. Нет и тепла. Газ и электричество поставщики дают, но гарантии, что их не отрубят в любой момент, нет. Так и произошло. Журналистов, которые собирались отправиться на обещанный спуск, вдруг пригласили на экстренную пресс-конференцию и.о. председателя правления Алексея Жиренко.

— Наши оппоненты решили очернить нас и применили метод, который им доступен, — отключили электроэнергию. По сути, они сорвали спуск: произошло это в тот момент, когда кран поднял буксир над землей, чтобы перенести его на воду. Теперь возможна потеря устойчивости висящего судна, повреждение обшивки. И вопрос тут даже не в деньгах. Они сорвали нам праздник, это же как день свадьбы.

"Они" — городская и областная власть, ФГИ, бывшие и нынешние работники предприятия. Конфликт между ними и нынешними владельцами и руководителями ЧСЗ продолжается уже четвертый год.

…Черноморский судостроительный завод, крупнейший в Европе, когда-то считался флагманом советского судостроения и был своеобразным городом в городе: численность работников тут достигала 25 тыс. человек, предприятие имело огромную инфраструктуру и мощнейшее производство. За годы существования (а сам завод был основан еще в 1897 г. как "Наваль") тут были построены тысячи судов, многие из которых стали легендарными: броненосец "Потемкин", линкор "Императрица Мария", научно-исследовательское судно "Академик Сергей Королев", китобойные базы "Советская Украина" и "Советская Россия", авианесущие крейсеры "Адмирал флота Кузнецов" и "Варяг". После развала Союза ЧСЗ оказался в тяжелом положении: заказов не стало. Какое-то время завод еще держался "на плаву", строя танкеры для греков. Пришлось распрощаться и с "оборонкой": здоровенные работяги, не склонные к сантиментам, буквально плакали, когда им пришлось резать на металлолом не достроенный ими же авианосец "Ульяновск", оказавшийся ненужным ни Украине, ни России. Плакали на ЧСЗ и спустя десять лет, в 2001 г., когда еще один недостроенный гигантский авианесущий крейсер "Варяг", на строительство которого было потрачено более $700 млн., после многолетнего стояния у достроечной набережной был продан в Китай по цене металлолома — за $20 млн. Посмотреть, как с десяток буксиров будут тянуть "Варяг", олицетворявший собой конец эпохи советского кораблестроения, тогда сбежался чуть ли не весь Николаев…

Pro&Contra

Виктор Лисицкий
первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины

– Чуркины очень сильно обманулись. Государство бездарно продало, а те глупо купили. Они плохо пре­д­ста­вляли, что покупают. Трудовой коллектив по основным специальностям был сильно обескровлен. Плюс – государство изменило условия ведения бизнеса. Должна была быть СЭЗ "Николаев" и "Меры по государственной поддержке судостроения". Ничего этого нет с 25 марта 2005-го. Но у меня не возникало сомнений, что Чуркины хотят строить суда – они мотались по "закордоньям", изучали технологические новинки. Хотя для судостроения территория ЧСЗ – слишком большая, половина там занята складами. Ее вполне разумно использовать, например, как логистический центр. А ориентироваться не на суда, а военные корабли, как при Союзе, – по-моему, таких чудаков нет. Потому что россияне серьезного заказа сюда не дадут ближайшие 10-15 лет, а для себя – ну что мы можем делать? Фрегаты? "Ленкузни" для этого с головой хватит – пусть она только начнет работать.

Владимир Чайка
мэр Николаева

– Европейские эксперты прогнозировали, что если ЧСЗ завалится, то Украина будет выброшена из мирового судостроения. Так и произошло: Украины на мировой карте судостроения уже нет. Сегодня практически разграблено предприятие, оно остановлено, людей намеренно вытесняли оттуда. Вместе с заводом Чуркины забрали детские сады, общежития, объекты соцкультбыта – и продали их в итоге. А городу сбросили заводское жилье – с людьми и долгами, которые возникли из-за того, что корабелы, не получавшие зарплату, не платили за "коммуналку". Я спрашиваю у Президента, Премьера: кто ответит за людей, которые не получают пенсию из-за того, что нет перечислений в Пенсионный фонд? Отвечают, мол, "в судебном порядке". Но какие у нас суды – мы знаем. Они нам говорят, что нет пока решения. Какого? Политического. А что делать с людьми, которые по 25 лет прожили в общежитиях, и их продали вместе со зданиями?! Теперь их выселяют. Куда их девать? Во время приватизации глубина политического менеджмента была настолько "отрегулирована" всевозможными обещаниями и обязательствами, что они сегодня не дают возможности противостоять Чуркиным. Хотя у нас есть заявление уже нынешнего Президента, что, мол, когда я приду к власти, то верну завод в лоно государства.

Премьер-министр образца 2001 г., бывший губернатор Николаевщины Анатолий Кинах не раз сравнивал ЧСЗ с чемоданом без ручки: мол, и нести тяжело, и бросить жалко. После споров на высшем уровне было решено выставить на приватизацию пакет акций ЧСЗ в размере 90,25 % уставного фонда. По слухам, поучаствовать в конкурсе собирались крупные судостроительные фирмы Норвегии, Греции, России. Реально же заявки подали только две небольшие компании — российская и расположенное по соседству с ЧСЗ ОАО "Николаевская малотоннажная верфь", специализировавшееся на строительстве яхт и принадлежавшее гражданам РФ — братьям Олегу и Игорю Чуркиным. Тем самым, которые к тому времени контролировали Львовский автобусный завод. Они и были признаны победителями, притом, что предложили заплатить за предприятие лишь на 5 тыс. грн. больше выставленной Фондом госимущества цены — 119 млн. 305 тыс. грн. За эти деньги братья получили предприятие на 300 гектарах земли, с мощным промышленным комплексом, двумя стапелями, уникальным крановым хозяйством, складами с корабельным оборудованием и оснасткой. А в качестве "бонуса" — 17 общежитий в Николаеве, детские сады, столовые, кафе и т.п. Правда, и взяли на себя некоторые обязательства. Инвестиционные: погасить задолженность по зарплате и перед Пенсионным фондом, увеличить объем производства до эквивалента металлопродукции не менее 60 тыс. тонн в год, создать новые рабочие места, инвестировать в модернизацию предприятия 49 млн. грн.

Но вскоре началась грандиозная распродажа: оборудование, металл, детские сады, базы отдыха "улетали" направо и налево.

— Уже через полгода стало ясно, что они не намерены выполнять никакие обязательства, — говорит председатель комитета спасения ЧСЗ, экс-гендиректор Игорь Овдиенко. — Элемент шулерства со стороны Чуркиных был с самого начала: они взяли кредит, внесли его как предоплату за акции, а потом резали металлолом, продавали оборудование — и таким способом выплачивали оставшиеся деньги. Завод просто грабят: сначала по ночам вывозили оборудование и металлолом целыми составами, теперь везут КАМАЗами. Людей увольняют либо заставляют уйти под любыми предлогами. Когда они брали завод, там работало более шести тысяч человек, сейчас — около пятисот. За три года ни одно судно не было построено и спущено на воду. Ни одно!

Предприятие сейчас больше напоминает декорации из "Сталкера": пустые безжизненные улицы, обшарпанные стены цехов с кое-где оставшимися призывами "крепить мир трудом", разбитые стекла в окнах… Впрочем, утверждает Алексей Жиренко, завод начинает выходить из кризиса. В качестве доказательства показывает цех, где раньше собирали траулеры — рыболовецкие суда. Теперь тут над огромными листами металла копошатся полтора десятка рабочих, сверкает сварка.

— Тут мы собираем секции для румынского заказчика, который будет делать из них целые суда, — рассказывает и.о. председателя. — Раньше Россия тут траулера заказывала, но работа не окупалась. А теперь мы имеем заказы в зарубежье, при этом увеличиваем объемы производства на 260 % в год! Вот натренируемся, поднимем загрузку — и подпишем контракт на полнокомплектные суда.

Впрочем, эйфория от грядущих перспектив улетучивается, когда "экскурсия" выходит из цеха на улицу: тут журналистов встречает группа работяг, прямолинейных, как истинные пролетарии, но трезвых.

— Вы этому долбо...у не верьте! Тут все склады разворованы — электрооборудование, насосы, металл цветной, оснастка, разобрали стапель. Все разграблено, раскурочено. Нет ни одного работоспособного станка. Я слесарь, меня зовут Богданов Леонид Николаевич.

— То, что вам показывали, не ЧСЗ строит, а фирма "Портсервис", — перекрикивая остальных, сообщает Вадим Сях. — Они арендуют этот цех — и нас взяли к себе на работу. Я газосварщик, а сварщики-сборщики все поразбежались — кто в Литву, кто в Польшу. А что делать, если у всех задолженность по зарплате? Мне 4 тыс. грн. должны, а есть и такие, у кого — 15 тыс.

Какова задолженность по зарплате, руководители ЧСЗ не говорят, хотя и не отрицают, что она есть. Поясняют, что текущая зарплата выплачивается, а "висят" только прежние долги. Готовы выплатить и их, но этому якобы мешают судебные иски, предъявленные со стороны рабочих. А представители комитета спасения ЧСЗ, в который вошли бывшие руководители предприятия, депутаты, профсоюзные активисты, утверждают, что зарплату на заводе выплачивают по теневым схемам, с привлечением дочерних и подставных фирм, из-за чего задолженность предприятия перед Пенсионным фондом выросла, по данным Николаевской облпрокуратуры, до 26 млн. грн. По мнению комитетчиков, на ЧСЗ Чуркины занимаются мошенничеством. В России, в Рязани один из них, Олег, "погорел" на этом, а также на хищениях бюджетных средств в особо крупных размерах. После объявления в межгосударственный розыск был задержан украинскими правоохранителями, однако этап в Россию не состоялся: Чуркин был освобожден Очаковским районным судом Николаевской области. Причина: "должным образом не была соблюдена процедура задержания". Где сейчас этот бизнесмен — неизвестно.

По мнению депутата Николаевского облсовета Владимира Матвеева, братья Чуркины — лишь подставные лица:

— Кто реально за ними стоит — можно только предположить. Очень активно в этом процессе участвовали Василий Гуреев, бывший министр промполитики, Петр Порошенко, который владел пакетом акций "Меридиана" — дочерней компании ЧСЗ, Анатолий Кинах, вообще любитель приватизации, начинал с Николаевского глиноземного завода, чем нанес колоссальный ущерб Украине — и продолжил с Черноморским.

А "вредители" все-таки дали электроэнергию на ЧСЗ и кран опустил 587-тонное судно на воду. После достройки, ориентировочно в мае, его передадут заказчику — эстонской компании PKL. Как заявил Фокусу председатель правления АО PKL Рейн Тынтсон, компания, несмотря на риск, намерена и дальше работать с ЧСЗ:

— Просто ситуация такая сложная в мире, что все судостроительные заводы забиты заказами. Если начинать сегодня строить в Китае, например, то мы только в 2009-2010 г. сможем его получить. Тут на Украине проблемы с очередями не такие большие.