Бабки решают все. Как работает народная медицина

Заболев, одни идут к врачу, другие – к знахарю. Выясняя, как работает народная медицина, корреспондент Фокуса прошел сеанс "исцеления огнем"

Врачи были бессильны, и знакомые посоветовали хорошую бабку – хворь как рукой сняло. Такова типичная фабула "реального случая", который обычно приводят в пример, когда речь заходит о нетрадиционной медицине. Тиражирование таких историй усиливает повышенные ожидания, а вместе с ними и чудодейственный эффект плацебо: нетрадиционная медицина действительно помогает, но только тем, кто искренне верит в ее возможности.

И это правда

28-летний Григорий, занимающий руководящую должность в одном из столичных рекламных агентств, из-за четырех позвоночных грыж не мог выпрямиться и с трудом передвигался. Массажи не помогали, и Григорий уже готовился к операции, но друзья уговорили его съездить в село Поднагорное Днепропетровской области к "бабке, которая ставит на ноги даже совсем безнадежных". Взяв несколько недель отпуска, сменную одежду и несколько бутылей самогона (для компрессов), Григорий поехал лечить позвоночные грыжи в село, представляя в дороге, как проведет ближайшие дни в мрачной избе знахарки – такой же угрюмой отшельницы, как Собачиха в фильме "Бумер".

Ожидания во многом оправдались: ложась "на стационар" к бабе Кате, нужно беспрекословно выполнять ее требования – скажем, необходимо отключить мобильный телефон на все время лечения. Тех, кто нарушает правила или хотя бы просит о поблажке, знахарка гонит прочь. Несмотря на суровый подход, к дому бабы Кати тянется долгая вереница машин – от жигулей до "Лэнд крузеров" – с желающими попасть на прием. Одно посещение – 80 грн., двухнедельный стационар – 2000 грн. "К ней даже из Владивостока приезжают", – говорит Фокусу Григорий. Об энергетических массажах по вечерам, самогонных компрессах и других нетрадиционных методах врачевания бабы Кати он рассказывает с саркастической улыбкой, но эффект от подобных процедур превзошел все его ожидания. Григорий распрямился, и хотя передвигается пока только мелкими шажками, об операции речь уже не идет.

Бабка 2.0

Упоминания о бабе Кате из Поднагорного можно найти и в интернете. Сеть вообще кишит информацией о нетрадиционной медицине – здесь все: и адреса, где можно приобрести целительные травы, и персональные странички целителей, и форумы, где обсуждаются способы избавления от порчи. "Чтобы оградить себя от сглаза, можно трусики навыворот одеть, где-то маленькую булавку прицепить или привязать красную ниточку к руке. А как снимать сглаз, точно не знаю, мне когда-то бабушка выкатывала яичко над головой, всегда срабатывало", – делится рецептом некто под ником Жуж.

Посетители всевозможных форумов просят написать "контакты хорошей бабки". Но часто вместо телефонных номеров им дают советы. "Чтобы вас направить, нужно знать, что именно вы хотите. Одна бабка шепчет от алкоголя, другая – от любовницы, а третья еще что-то делает лучше других", – разъясняет один из комментаторов. "После бабок еще хуже становится, многие рассказывали, вроде бы на время легче, но потом страшные вещи происходят!" – отговаривает другой. В ответ появляется еще одно сообщение: "Я, как вы выражаетесь, "бабка" в энном поколении. Денег не беру, работаю под маминым контролем. В этом занятии не менее 60% идет от древнеславянских традиций (так называемая бытовая магия), которые потом по незнанию объявили бесовскими, остальное – молитвы, церковные свечи, иконы и личная харизма. Например, мы ничего не делаем без иконы Ксении Петербургской. Я достаточно давно на форуме и сейчас умышленно свой ник не пишу", – комментит "бабка".

Жгут

Попросив на одном из интернет-ресурсов контакты проверенной знахарки, корреспондент Фокуса получил письмо с номером мобильного. "Порча? Выжигаем огнем", – сообщили на том конце провода и продиктовали адрес.

Двухкомнатная квартира возле станции метро "Дружбы народов". В коридоре на стульях сидят две женщины и тревожно перешептываются. Из комнаты доносится детский плач. Вскоре оттуда выходит молодая мама с младенцем, а за ней женщина средних лет в костюме доктора – целительница Лариса.

"Сергей Петрович, проведите диагностику", – просит она своего напарника, коренастого усатого мужчину в клетчатой рубахе. Диагностика Сергея Петровича заключается в следующем: он ведет корреспондента Фокуса в комнату, увешанную иконами, ставит его у одного из образков, просит закрыть глаза, берет за руки и долго читает молитву. Закончив, Сергей Петрович заключает: "Нормально". Затем за дело берется другой ассистент, молодая женщина с горящей свечой. "Сейчас я буду чистить твое информационное поле от всякого негатива, а ты про себя читай молитву. Если не знаешь – просто о чем-то хорошем думай", – с улыбкой говорит она и начинает ходить вокруг, нашептывая "Отче наш". Верхушки белых жалюзи уже почернели от копоти свечей, на полу лежит закапанная воском клеенка. В этой же комнате за ширмой со своей пациенткой работает Лариса: спрашивает что-то о задержке и яйцеклетке. Получив от девушки ответ, молится и похлопывает ее по животу.

Несмотря на будний день, квартира "целителей" под завязку наполнена пациентками. "Помогает?" – тихо спросил их корреспондент Фокуса. "Ну, как сказать…" – замялась одна из них, кажется, впервые задумавшись над этим вопросом.

Верю – не верю

Не иссякающую популярность нетрадиционной медицины 25-летняя Евгения Соболева объясняет сериалами – там, мол, всегда фигурируют маги, ворожеи и чародеи, поэтому спрос на подобные услуги постоянно растет. На этой почве, уверена она, плодятся шарлатаны, но своей подружке, "магистру космоэнергетики", она доверяет больше, чем врачам. Еще она верит в силу внутреннего компаса, запойного беса, привороты и большую часть того, что написал Карлос Кастанеда. "У некоторых действительно есть ключи и коды, которые помогают осуществить мечту", – со знанием дела говорит она, отхлебывая пиво из пластиковой бутылки.

У Людмилы Герасимовой вместо ключей и кодов – взгляд-рентген и Божий дар исцеления. В квартире на Печерске она показывает корреспонденту Фокуса ордена и дипломы, врученные церковью, рассказывает, как лечила Йожефа Сабо и переворачивала в утробе плод Кристины Орбакайте. Недавно Герасимова вернулись из Лос-Анджелеса, где ее выступление на армянском телевидении вызвало лавину звонков в студию. Ранее она провела более десятка сеансов массовой терапии во Дворце спорта. На вопрос, кто круче – Герасимова или Кашпировский, Людмила Николаевна отвечает: "Ну, Кашпировский – психиатр (психотерапевт. – Фокус), к нему пришел гипнотизер, показал некоторые приемы. И тот думает: "Чем я хуже?" Но гипноз – это плохо, это разрушение центральной нервной системы. А я людям по-настоящему помогаю".

Положительный результат такого врачевания сегодня не удивляет и дипломированных врачей – эффект плацебо настолько эффективен, что уже рассматривается фармакологическими компанииями в качестве основного конкурента (таблетки-пустышки зачастую помогают лучше, чем проходящие испытания медикаменты).

Чем популярнее целитель – тем действеннее его лечение, поскольку чем выше ожидания – тем сильнее работает плацебо. Но кроме плацебо есть и ноцебо (от лат. плацебо – принесу пользу, ноцебо – принесу вред) – тот, кто искренне опасается порчи или сглаза, вполне может ощутить недомогание.

Людмила Герасимова утверждает, что эффективность ее лечения никак не связана с самовнушением, однако в разговоре невольно признает силу ноцебо: "Иногда врачи направляют ко мне пациента, просят убрать порчу. Говорят, у него порчи-то может и не быть, просто наговорили человеку чего-то дурного, вот ему и стало плохо".

Евгений Сафонов, Фокус