Город по-днепровски

В Днепропетровске корреспондент Фокуса побывал за два дня до трагедии. Поэтому увидел город в «мирное время». Впрочем, мирным его можно назвать с натяжкой

Related video

Когда приезжаю в Днепр, у меня волосы начинают сыпаться! — жалуется моя попутчица в экспрессе Киев — Днепропетровск. Девушка едет к родителям. В Киеве она учится на юриста и мечтает однажды уехать из родного города навсегда.

— Наш дом — недалеко от металлургического завода Петровского, экология в этом районе всегда была ужасной — говорит студентка.

Самое-самое
Поезд прибывает в полдень. В этот час городская жизнь кипит: чтобы купить в киоске газету, пройти через кассу в торговом центре или сесть в маршрутку, нужно выстоять длинную очередь. На этом фоне полупустой вестибюль станции метро "Вокзальная" выглядит как минимум подозрительно. Здешние кассирши откровенно скучают — очередей за жетонами не бывает даже в час пик. Как выяснилось, на днепропетровском метро попросту некуда ехать: единственная ветка, состоящая из шести станций, тянется не к центральной части города, а к заводским районам. Строительство линии, проходящей под главным проспектом, давно заморожено.

— Днепропетровское метро — самое короткое в мире! — сообщила мне горожанка по имени Юлия. — Поскольку я живу на левом берегу, за всю жизнь ни разу в него не спустилась.

Муниципальных автобусов в городе нет, зато есть скоростные маршрутки — на прямых участках они разгоняются до 100 км/ч. Трамваи тоже быстрые и, в отличие от киевских, вполне комфортные. Их водители, впрочем, не роскошествуют. Недавно они объявили забастовку, жалуясь на большую загруженность и низкие зарплаты.

Кроме того, в городе имеются таксомоторы, проезд на которых — едва ли не самый дорогой в стране.

— Сколько стоит проехать от набережной до центра? — интересуюсь у водителя, надеясь, что за 3  км пути дорого не возьмут.
— Две двадцатки, — добродушно отвечает таксист.

Торг неуместен. За меньшие деньги вас возьмутся подвезти только лишь до ближайшего квартала.

Манхэттен и Бронкс
В самом сердце города расположены статуя Ленина, "Макдоналдс" и ЦУМ. Чуть дальше — стеклобетонные коробки торгово-развлекательных центров. Самый грандиозный из них — "Мост Сити Центр" — состоит из четырехэтажного мола и двух небоскребов-близнецов. Строения заметно контрастируют с достопримечательностями по соседству: пустырем, свалкой и… болотом.

Вечером на бульварах пахнет натуральным кофе — он продается на вынос в больших бумажных стаканах. С наступлением темноты свободных скамеек в парках и на реконструированной недавно набережной не остается. Оккупирует их в основном молодежь. Она сбивается в стайки и парочки, попивающие кофе или пивко. При этом идет живой обмен мнениями, кажется, обо всем на свете, кроме политики.

Аполитичность молодой поросли подтвердила преподаватель Днепропетровского государственного университета Оксана Гудошник:

— На концерт Валерия Меладзе людей пришло столько, что транспорт в центре остановился, — говорит она. — А вот митинги и демонстрации, да еще с участием молодежи — в Днепропетровске явление редкое.

Когда-то днепропетровцев щедро потчевал зрелищами Виктор Пинчук. Местные жители до сих пор вспоминают, как он привозил в город театр "Ленком" с Захаровым, "Виртуозов Москвы" Спивакова, рок-группу Deep Purple, оркестр Горана Бреговича. Сегодня об участии олигарха в культурной жизни города ничего не слышно.

По словам главного редактора "Газеты по-днепровски" Бориса Брагинского, не только Пинчук, но и прочие успешные днепропетровцы, покидая родной город, в скором времени перестают себя с ним ассоциировать.

— Это донецким трудно вырваться из своего Донбасса. Они пытаются это сделать, но будто пуповиной с ним связаны. А вот днепропетровцы быстрее отряхиваются от местечковой пыли, европеизируются, — рассуждает журналист.

По мнению г-на Брагинского, отчасти поэтому Днепропетровск и его элита растеряли былое величие. Область перестала быть кузницей кадров и играть в масштабах страны ту роль, которая была отведена ей в 1990-х годах.

Днепропетровцы, подобно жителям Донецка, уверены, что их город кормит полстраны. И в самом деле, регион имеет не только промышленный, но и мощный научно-интеллектуальный потенциал. Все, казалось бы, на своих местах: предприятия продолжают работать, никто не закрывает научно-исследовательские институты. Но престиж области улетучивается.

— Многие горожане думают, что это связано с промышленной и политической экспансией донецких, — говорит г-н Брагинский. — "Павлоградуголь", к примеру, стал частью холдинга Рината Ахметова. Некогда гремевшая кондитерская фабрика и пивоваренный завод также перешли в собственность донецких бизнесменов. Но, завладев этими предприятиями, новые хозяева не вдохнули в них новую жизнь. К слову сказать, донецкого пива "Сармат" у нас все равно больше, чем днепропетровского "Дніпро". А вот кондитерская фабрика, даже не знаю, что она сейчас производит.

Примерно то же можно услышать и на улицах города. Здешних прохожих несложно разговорить — достаточно начать с вопроса о роли Донецка в упадке Днепропетровска. Один из моих собеседников точно передал общее настроение горожан:

— Нам ближе Запорожье!

Днепровские коммерсанты пытаются противостоять донецкому натиску, который сегодня распространяется не только на местный бизнес, но и на власть. Лучше других это удается бизнес-империи днепропетровца Игоря Коломойского. За ходом битвы может следить любой горожанин, включив вечером телевизор. Благо два самых популярных телеканала — 9-й и 11-й — принадлежат соответственно Игорю Коломойскому и Виктору Пинчуку (№2 и №3 в списке самых влиятельных днепропетровцев).

Натянутые отношения между днепровскими бизнесменами и городскими властями отразились в скульптуре. Местный предприниматель Геннадий Аксельрод установил на Екатеринославском бульваре, в реконструкции которого принимал участие, памятник себе — в образе обнищавшего бизнесмена. Горожане юмор оценили: клали в протянутую ладонь горемыки монетки, фотографировались с ним в обнимку.

— Но вскоре депутаты от Партии регионов и Блока "Громада" забили тревогу: почему, мол, скульптура установлена без согласования с властями?! За три дня до парламентских выборов ее демонтировали, — рассказывает Борис Брагинский, — так сказать, навели порядок, показали, кто тут главный. Почему же они не сносят здания, построенные безо всякого разрешения? Их в Днепропетровске куда больше, чем безобидных памятников.

Лазаренко forever
Павел Лазаренко (№12 в списке самых влиятельных днепропетровцев), возглавлявший Днепропетровский облсовет в середине 1990-х годов, — особая фигура в новейшей истории региона. В сознании многих днепропетровцев он остался опытным руководителем, влиятельным человеком, который умел "решать вопросы".

— Лазаренко всю область дер­жал. А сегодня кто на его месте? Пацан! — ударяет кулаком по столу пожилой торговец, осуждая недавнее назначение на губернаторский пост 31-летнего Виктора Бондаря.

Заслуги Лазаренко в городе не забыты: запуск метро, строительство трамвайной линии, связавшей правобережную и левобережную части мегаполиса.

— Он умел подать товар лицом. Каждый год восстанавливал один из районов города: все средства концентрировал в одном месте, и это давало эффект, — вспоминает Борис Брагинский.

Как бы там ни было, город продолжает жить своей жизнью, растет, становится краше. Многие горожане с нетерпением ждут завершения строительства нового стадиона "Днепр". Его планировали открыть еще в сентябре, ко Дню города, но не успели. Дело не в том, что с датой городского праздника путаница. Просто решили закончить строительство без спешки, сделать работу качественно. Так что ленточку на открытии сооружения, скорее всего, перережут весной.

Сергей Голобородый, представитель заказчика строительства, ведет меня на трибуны: 31 тысяча кресел уже установлены, на поле укладывают гравий, монтируется крыша. Стадион, соответствующий всем стандартам ФИФА, выглядит вполне по-европейски.

— У "Днепра" есть побратим в Германии — мюнхенский стадион "Боруссия". Они очень похожи, — говорит Сергей Иванович.

Строитель не без гордости отмечает, что возведение спортивного комплекса началось задолго до того, как была объявлена программа подготовки к Евро-2012. Тем не менее современный стадион сможет принять матчи чет­вертьфинала футбольного первенства. А вот справится ли с наплывом гостей Днепропетровск — вопрос. Необходимо привести в порядок аэропорт, построить гостиницы, отремонтировать дороги.

Успеют?

Глядя на помпезные небоскребы в центре Днепропетровска, в это почти веришь. Но чем ближе к окраине, тем больше сомнений.

Городская доска почета