Гримасы моды: украинские дизайнеры учатся развивать бизнес в экстремальных условиях

Неделя моды проводится в Украине уже 10 лет. Однако не Ukrainian fashion week делает погоду в отечественной фэшн-индустрии. UFW лишь индикатор, показывающий, чем эта индустрия живет. О том, как украинские дизайнеры учатся развивать свой бизнес в экстремальных условиях постсовка, Фокус побеседовал с ведущими экспертами мира отечественной моды

Related video

Наша мода сумела избавиться от ярлыка провинциальной без рекламы в Vogue. Киев и другие крупные города медленно, но верно обрастают бутиками украинских дизайнеров. Что стоит за этими достижениями — многим покупателям дорогих обновок невдомек. Некоторые из них искренне полагают, что Ukrainian fashion week (UFW) — склад готовой продукции украинских модных брендов.

— Неделя моды — неотъемлемая составляющая фэшн-бизнеса, но, разумеется, лишь парадная его сторона, — говорит Ирина Данилевская, глава оргкомитета Украинской недели моды.
По ее словам, даже уверенность в том, что на UFW должны приходить байеры, которые затем реализуют коллекции, — один из мифов, в плену которых находятся журналисты и клиенты дизайнеров, для которых показы, собственно, и предназначены.
— Дизайнер показывает коллекцию на UFW. Затем отдает ее в шоу-рум — либо свой, либо один из сотен существующих, к примеру, в Милане. Сюда и являются байеры — они редко ходят на показы. Выбирают вещи, скажем, 5-10 пиджаков. Десять байеров — уже 1000 пиджаков, вполне приличный заказ. С ним дизайнер может явиться на производство. Фабрика шьет партию, и она разлетается по всему миру, — объясняет, как работает цепочка модной индустрии, глава оргкомитета UFW.

Импорт атакует
К сожалению, и это подтверждает г-жа Данилевская, в Украине эта стройная схема дает сбои. Под видом секонд-хенда в страну ежегодно завозится 70000 тонн одежды. Государство не защищает рынок от этого фэшн-вала и совершенно не поддерживает производителей отечественной одежды. Между тем, к примеру, Турция на 50% оплачивает участие своих дизайнеров в неделях моды за границей.

Ситуацию усугубляют другие экономические факторы.
— Чем меньше заказов у наших модельеров, тем острее две проблемы: сложно снизить себестоимость продукции, невозможно сделать заказ фабрике на тиражирование коллекции, — говорит Ирина Данилевская. — Где же дизайнеру шить? У себя в ателье. Но это обходится гораздо дороже. Отсюда головокружительные цены на одежду наших дизайнеров.

Некоторые украинские продавцы, как утверждают многие отечественные модельеры, с предубеждением относятся к производимой в стране одежде. Порой просто не хотят продавать отечественную продукцию, даже если по качеству она превосходит импортную. Известны случаи, когда владельцы торговых центров не желали сдавать в аренду помещения, предназначенные для бутиков наших модельеров. Дескать, это отпугнет клиентов от соседних магазинов, торгующих швейцарскими часами.

Миф о том, что украинская одежда не престижна, прочно засел в головах сограждан. Однако в последнее время он стал выветриваться.
— На то, чтобы модная индустрия в Украине укоренилась, а общество осознало, что наше ничуть не хуже западного, понадобилось 10 лет. Теперь украинская одежда продается все успешнее, — утверждает Ирина Данилевская. — Появились байеры, которые хотят продавать одежду наших дизайнеров, и фабрики, которые много лет работали с западными фирмами, а теперь готовы работать с украинскими.

Костяк дизайнеров
Разумеется, цены на платья наших модельеров продолжают бить по карману. Однако и эту проблему дизайнеры стараются решить, выпуская на рынок массовые линии своей одежды.

К примеру, Оксана Караванская, Алексей Залевский готовы шить и продавать одежду стоимостью 200-300  грн. Их продукция успешно конкурирует с нарядами раскрученных западных брендов, не жалеющих денег на рекламу и производящих одежду в Китае.

В одиночку дизайнер, пусть и безумно талантливый, не сможет создать полновесный бренд. Тем более — в специфических условиях "дикого" украинского рынка, поделенного, как рождественский пирог. Поэтому сообщество дизайнеров старается привлечь к себе интерес большого и среднего бизнеса.
— Не всем это удается, — говорит Ирина Данилевская. — Но у Лилии Пустовит, к примеру, есть бизнес-партнер, благодаря финансовой поддержке которого ее торговая марка стала рентабельной. Общеизвестно, что инвестиции в моду малопривлекательны. Окупается этот бизнес гораздо дольше, чем другие. Пока коллекция задумывается, а затем шьется, демонстрируется и продается, проходит год-полтора.

— Украинская мода страдает от недофинансирования, — соглашается с г-жой Данилевской Антонина Головко, гендиректор сети бутиков "Модный квартал", специализирующейся на продаже изделий украинских модельеров. — Многие талантливые модельеры — все еще мастера индпошива, работающие на богатых клиентов. Им гораздо выгоднее, да и проще, брать несколько заказов на крупную сумму, нежели заниматься промышленным выпуском одежды. Тем более что инвесторы обходят их стороной — у нас нет известных домов моды, а существует лишь костяк дизайнеров, которых по умолчанию считают ведущими.
— Одежда — на пятом месте человеческих потребностей после еды, жилья, энергии и медикаментов. Инвесторы об этом знают. Нужны лишь дизайнеры, способные создавать коммерческий продукт, — убеждена г-жа Головко. — Только они могут привлечь денежные мешки. Но такие самородки — большая редкость. Зачастую наш дизайнер — многостаночник, которому некогда оглядеться по сторонам. Он и закупщик тканей, и портной, и менеджер, и продавец, и специалист по связям с общественностью.

Д"Артаньяны индпошива
Имеет ли наша легкая промышленность шансы на рост? На этот вопрос модельеры и бизнесмены, с которыми общался корреспондент Фокуса, отвечают практически единодушно: "Только если появится достаточное количество желающих раскручивать украинский модный бизнес".

— В конце концов, на Западе мода — прибыльный бизнес, а не развлечение для избранных. К тому же производство одежды, текстиля традиционно для Украины, — говорит гендиректор сети бутиков "Модный квартал". — В стране прекрасная производственная база, есть дизайнеры, улавливающие современные тенденции. Хочется создать масштабный украинский проект, который бы соответствовал уровню запросов отечественного потребителя. Сделав технико-экономические расчеты, мы поняли: с продуктом, соответствующим качеству вторых линий западных марок, можно без опаски выходить на украинский рынок и успешно конкурировать на нем, делая упор на эксклюзивность, индивидуальность одежды от украинских дизайнеров.

"Модный квартал" — пожалуй, первая попытка организованного продвижения на рынок продукции вторых линий отечественных модельеров. И довольно успешная: бутики "Квартала" открылись в Донецке и Полтаве. Существует у торгового дома и собственная бизнес-стратегия.

— Поскольку тратить деньги на рекламу, подобно западными китам фэшн-индустрии, мы не можем, решили сделать ставку на узнаваемые личности, — говорит Антонина Головко. — Некоторые из них уже стали лицами "Модного квартала". К примеру, бывшая команда КВН "95-й квартал" во главе с Владимиром Зеленским и знаменитая гимнастка Лилия Подкопаева. Их любят, им доверяют. Стало быть, интерес к одежде, которую мы продаем, будет расти.

Разумеется, среди украинских дизайнеров есть и такие, кто отчаялся добиться успеха в Украине. Другие решили, что переросли UFW, и отправились демонстрировать свой креатив прямо в Париж. Должно быть, уверовали в миф о д"Артаньянах индпошива, делающих головокружительную карьеру за рубежом. По мнению Ирины Данилевской, показываться на неделях моды за границей скороспелым дизайнерам бесполезно.
— Выходить на зарубежные подиумы нужно, когда есть репутация на родине, несколько успешных коллекций, какой-то опыт продаж, — говорит глава оргкомитета Украинской недели моды. — Придется постоять хотя бы три сезона в шоу-руме, чтобы байеры присмотрелись, поверили в тебя. А уж потом хватать звезды с неба.