На смену GPS-навигаторам идет дорогая альтернатива
Украина вместе с Россией будет развивать навигационную систему ГЛОНАСС. На смену дешевым и компактным GPS-навигаторам могут прийти громоздкие и дорогие мультидиапазонные приемники
Киевлянин Сергей Тараканков по выходным занимается раскопками исчезнувших сел. Все, что ему для этого требуется, – лопата, металлоискатель, полноприводная "Нива" и GPS-навигатор. "Нахожу в интернете отсканированные трехверстки семнадцатого века, в фотошопе накладываю их на спутниковые карты, заливаю в навигатор и еду на место исчезнувшей корчмы либо церквушки", – рассказывает Сергей. Точностью своего GPS-навигатора он доволен: устройство определяет координаты с погрешностью в пределах метра, а то и меньше. В покупке ГЛОНАСС-навигатора, принимающего сигналы российских спутников, нет смысла: его заявленная погрешность 10 метров, но на деле – значительно больше. Тем не менее Украина и Россия недавно договорились о сотрудничестве в использовании этой системы, а это может означать, что скоро украинцам придется заменить привычные GPS-навигаторы на новые устройства.
Дорого и сердито
Создание глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) началось еще при Союзе. Чтобы работать не хуже GPS, система нуждается в группировке из 24 спутников. Сейчас их 23 (работает только 21), но российское правительство уже продвигает систему в массы. Еще в 2007 г. министр обороны РФ Сергей Иванов предложил Путину "начать разработку проекта указа, где государственные потребители будут просто обязываться устанавливать приемную аппаратуру ГЛОНАСС/GPS". Путин в ответ рекомендовал рассчитывать на "экономический патриотизм потребителей". Правда, "экономических патриотов" не нашлось, и руководство РФ начало проталкивать разработку на рынок. "Наши партнеры в России уже больше года продают ГЛОНАСС. Там всем, особенно госучреждениям, сверху насильно навязывают эти приемники. Но частный клиент его не покупает", – рассказывает генеральный директор украинской компании "Саттранс Навигатор" Вадим Политов. Клиент не покупает по очевидным причинам: ГЛОНАСС-навигатор в несколько раз больше GPS-устройства, а существующей группировки российских спутников недостаточно для точного определения координат, при этом многие из сателлитов, запущенных Россией в последние годы, уже успели выйти из строя. "До нормальной работы системы – минимум год", – прикидывает Политов.
На таком фоне цена российского спутникового модуля для навигатора выглядит просто абсурдной: $135 за ГЛОНАСС при $15–20 за GPS. Чтобы выйти на конкурентоспособную стоимость, необходимо массовое производство и соответствующий спрос. Пока его нет, Россия собирается выравнивать цены за счет удорожания GPS-приемников: до конца 2010 г. там намерены ввести ограничительную пошлину на ввоз автомобильных навигаторов, принимающих только сигнал GPS.
Украинцы могли бы игнорировать эти новости, если бы 17 мая Национальное космическое агентство не подписало договор о развитии ГЛОНАСС.
Смена ориентации
Согласно этому договору украинско-российское сотрудничество по ГЛОНАСС – это совместное производство навигационных приемников и создание украинской наземной инфраструктуры, которая обеспечит использование системы. Кооперация в производстве уже существует: еще три года назад глава Минобороны РФ на Новый год подарил Владимиру Путину мультидиапазонный навигатор GLOSPACE SGK-70 с начинкой украинского производства. Главная же составляющая участия Украины в развитии ГЛОНАСС – это предоставление рынка сбыта. Первый вице-премьер Украины Андрей Клюев уже заявил, что потребность страны в пользовательских устройствах системы ГЛОНАСС составляет до 100 тыс. единиц в год. Они, по заявлению чиновника, нужны транспорту, агропромышленному комплексу, в недро- и землепользовании, а также в сфере туризма. Поскольку в действительности спрос этот не очевиден, вполне вероятно, что продвигать ГЛОНАСС-навигаторы в Украине будут теми же методами, что и в России, то есть насильно. "В Украине в принудительном порядке могут сбывать ГЛОНАСС-навигаторы военным, железнодорожникам, транспорту, МЧС", – полагает Вадим Политов.
Навигаторы украинско-российского производства одновременно принимают сигнал как российских, так и американских спутников, поэтому их принято считать особенно точными. Но Вадим Политов в этом сомневается: "На точность сильно влияет качество сборки. У азиатских производителей GPS-навигаторов большой опыт, точность приемников шикарная. Навигаторы, которые собирают в Ижевске, едва ли смогут с ними конкурировать".
Но несмотря ни на что, затею с развитием ГЛОНАСС не оставят: для российского руководства создание собственной навигационной системы имеет принципиальное значение. После войны в Грузии главу Минобороны РФ Сергея Иванова обвиняли в том, что 58-я армия сражалась вслепую: из-за отсутствия ГЛОНАСС военные координировали огонь с помощью GPS, но США, как утверждает российская пресса, давала сбой спутникового сигнала в Южной Осетии – метров на 300.
Евгений Сафонов, Фокус