Благим матом (Осторожно! Статья содержит ненормативную лексику)
Ненормативная лексика становится почти нормой: матросы матерятся не больше нынешних клерков. А исследователи вопроса мат в офисе считают смягчающей подстилкой, нужной для продуктивной работы
Уже год в одном из крупнейших рекламных агентств Киева действует запрет на мат: письменное употребление ненормативной лексики карается штрафом в размере $50, за произнесенное в стенах офиса ругательство штрафуют на $10. Такие правила ввели после того, как сотрудник агентства Александр Л. в переписке с подчиненными употребил несколько нецензурных слов, которые впоследствии прочел главный клиент компании.
Мать мотивации
Александра отстранили от дальнейшего участия в проекте – матерящийся, как боцман, рекламист не способен продуцировать свет и добро, с которыми призван ассоциироваться бренд заказчика. Так, во всяком случае, рассудили боссы. А во избежание подобных инцидентов ввели корпоративное правило, запрещающее мат вообще. Очевидно, управленцы этого агентства не слышали о результатах исследования, проведенного Йехудом Барухом, профессором менеджмента из английского университета Норвич.
Оказывается, мат укрепляет корпоративный дух компании и повышает производительность труда. Согласно данным исследования Баруха, начальник, запрещающий употреблять ругательства, нарушает коммуникативную связь между сотрудниками, а это может негативно сказаться на мотивации подчиненных. "Сотрудники компаний регулярно используют ругательства, причем не обязательно в негативной или оскорбительной форме", – замечает профессор.
Во время исследования также установили, что большинство рабочих и служащих употребляют нецензурные выражения на работе в качестве эмоциональной разрядки. И эксперты полагают, что это замечательное явление, которое должно поощряться менеджерами: мат позволяет снять стресс, преодолеть усталость и даже найти эффективное решение в кризисной или конфликтной ситуации.
Правда, в случае с матерящимся Александром Л. ученые на стороне карателей: по мнению г-на Баруха, единственный запрет на нецензурную лексику, который может быть введен в офисе, должен касаться мата в присутствии вышестоящих служащих и клиентов, так как это "вредно для бизнеса".
Флот за кормой
Так или иначе, но в большинстве украинских офисов пуританство не в моде: матерщинников если и наказывают, то, как правило, символически. Киевлянка Тина Стоцкая демонстрирует стоящую на ее офисном столе литровую бутылку из-под скотча, по горлышко наполненную монетами и мелкими купюрами. В компании, где она работает, действует правило: за произнесенное вслух бранное слово в копилку кладут 30 копеек. "Безлимит" на день стоит 1 гривну.
– За полгода около трех сотен гривен набралось, – прикидывает Тина. Девушка признается, что из 11 человек, сидящих в офисе, она бранится пуще всех. Как правило, костерит глюки компьютерной программы.
Другой офисный трудящийся, Станислав Жариков, утверждает, что мат в его компании легализован, так как "помогает в работе".
– Некоторые люди не понимают другого языка. К тому же по правилам этикета я просто обязан переходить на язык своего собеседника, – иронизирует Станислав.
По части мата офисы заткнули за пояс даже флот, издавна славившийся искусством крепких слов. Капитан I ранга в отставке Евгений Лупаков утверждает, что неистово ругающиеся адмиралы – персонажи из прошлого.
– Со времен службы на Тихом океане помню адмирала Беца – о его умении материться анекдоты рассказывали. Но сегодня такие, как он, встречаются все реже, – рассказывает моряк. – Мы же приближаемся к цивилизованному обществу, из офицерского состава выдавливают старые привычки.
Для связки
Как только не объясняют происхождение мата: говорят о его монголо-татарских корнях, находят брань в древнеславянских "обрядовых речах", в молитвах-заклинаниях. Однако все это лишь гипотезы. Единой трактовки возникновения матерных слов, с которой согласились бы все специалисты, до сих пор нет. В "Этимологическом словаре славянских языков" упоминается лишь само слово "мат" – громкий голос, крик, производное от глагола "матати", родственного слову "матога", которое в переводе со старославянского означает "призрак", "чудовище".
Искать в мате привязку к определенной социальной группе также бессмысленно: мат можно было услышать как в избе, так и в тереме. Матерились и кочегары, и писатели. С той лишь разницей, что одни – всегда и везде, а другие – только в тех случаях, когда это эпатировало. Со временем мат превратился в специальный знак "неофициальности". В разговоре интеллигентных людей бранное слово могло означать переход к доверительной беседе.
В большей или меньшей степени мат всегда был табуирован. Однако если раньше бранная ругань означала гнев, то сегодня мат все чаще используется для связки слов.
– В русском языке мат прочно укоренился и постепенно теряет негативный окрас, становясь лишь проявлением эмоций, – считает член Союза писателей Украины, член Национальной комиссии по делам украинского правописания при КМУ, профессор Иван Ющук. – В европейских языках мата как такового нет. Именно поэтому зарубежным переводчикам порой так тяжело работать с русскоязычными текстами.
По словам языковеда, в Украине долгое время не знали мата. Худшим сквернословием считались фразы "трясця твоїй матері" или "щоб ти сказився". Украинская брань была схожа с проклятьями, другими словами, била по здоровью, в отличие от русского мата, который, как правило, "буквально" связан с половыми органами или процессом совокупления.
– В Украине же всегда ценилось целомудрие, поэтому даже в ругани не было намеков ниже пояса, – говорит Иван Ющук.
Несколько иного мнения придерживается директор издательства "Фолио" Александр Красовицкий:
– Сейчас не только в Украине, но и во всем мире наблюдается тенденция активного проникновения нецензурщины в искусство. Мат есть в повседневной жизни, вот он и пробирается оттуда в литературу, кино, музыку. И это нормально, ведь из песни слов не выкинешь. Просто нужно не забывать, что, например, книги с матом не предназначены для детей. А в Украине мат существует с незапамятных времен. Мы издали сборник "Українських сороміцьких пісень" с аутентичными текстами ХIХ – ХХ столетия, и все эти словечки в них уже есть. Есть маты и в более древних песнях, так что утверждение, что нецензурную лексику мы переняли от россиян или татар, может, и не совсем верно. Сам я стараюсь не материться, это принципиальная позиция. Если какое-то словечко и вырывается, то очень редко.
Новое поле брани
С популяризацией интернета развитие мата получило новый виток. Блоги, форумы и комментарии к статьям изобилуют непечатной бранью. Смотритель популярного в интернете сообщества (foto_zhaba.livejournal.com) Сергей вынужден был ввести ограничение на использование нецезурщины.
– Это момент этики: при входе на сайт, где присутствует ненормативная лексика, должно быть соответствующее предупреждение. В противном случае это неуважение к читателям, – объясняет он.
Обязанными предупреждать считают себя и создатели портала udaff.com. На главной странице сайта помещено предупреждение: "Этот ресурс создан для настоящих падонков. Те, кому не нравятся слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти на хуй. Остальные пруцца". Точек, естественно, нет. Посещаемость портала столь высока, что некоторые компании не стесняются размещать здесь свои рекламные баннеры. Сотворены они, кстати, в духе общего содержания: "Джойстик – не хуй, удовольствия столько же – последствий никаких" (это реклама сайта, посвященного компьютерным играм). "Все лишнее на хуй, все лучшее – на хуй" – реклама эротического журнала.
Куда уж населению казарм и кубриков до продвинутых пользователей сети! Вот, например, один из них в своем журнале рассказывает, как прославился благодаря слову из трех букв. Он написал его на крыше своего дома так, что оно отчетливо читается из космоса. В подтверждение прилагается ссылка на google.earth. Страничка с отчетом об этой проделанной работе какое-то – канал НТВ даже снял об этом авторе сюжет.
"Старуха Шапокляк была права.Хорошими делами прославиться нельзя – для этого достаточно написать "хуй" на крыше", – заключает художник.
Искусственные слова
Проматерившиеся
Как показывает практика, ругань мало влияет на рейтинги доверия к тем, из чьих уст она вырвалась
Сама по себе фраза "Да пошли вы!" почти безобидна, но Николай Азаров адресовал ее всему парламенту. Произошло это в декабре 2006 г. Позже Азаров раскаивался: "Я сорвался. Считаю свой срыв нетактичным. Я глубоко переживал".
2003 г., бой Виталия Кличко с Ленноксом Льюисом. После 3-го раунда Владимир Кличко, находясь среди секундантов в углу ринга, посоветовал брату: "Работай спокойно – он уже тоже подзаебался", имея в виду усталость противника.
"Во, отлично!"
Ухо
в Европе это серьезное оскорбление
Крестик
В каких случаях Вы позволяете себе использование нецензурной лексики?