Всему булава. В Украине готов новый закон о казаках

Новый законопроект предусматривает для сотен казацких организаций и десятков гетманов общие правила и единственного вождя. Казаки против

22 июня представители Союза казаков Украины "Войско Запорожское" вручили Виктору Януковичу булаву, инкрустированную моржовым клыком, серебром, жемчугом, бирюзой, изумрудами и кораллами, и провозгласили его гетманом. Президент был тронут. "В ближайшее время закон о казачестве в Украине будет принят", – заверил он запорожцев.

На довольствии

Согласно закону этот выбор будет делать не заказчик, а дилер – Казацкий совет, состоящий из представителей организаций. "Совет станет мостиком между государством и казаками", – объясняет автор законопроекта. Стоит отметить, что такой орган уже существует, и Станислав Аржевитин является его секретарем.

Воины до востребования

Офис Украинского реестрового казачества (УРК) расположен в подвале жилого дома в центре Киева. Наказной гетман Николай Гниденко показывает корреспонденту Фокуса портрет гетмана УРК Анатолия Шевченко. На плечах бывшего подполковника СБУ – погоны с восьмиконечными звездами, на груди – лес орденов, в правой руке – булава. Одетый в гражданское г-н Гниденко с улыбкой признается, что и сам считает наряды современных казаков излишне помпезными. Тем не менее отношение к казацкой службе – серьезное. "Казачество воспитывает патриотизм, готово защищать государственные границы, оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях. Поэтому хотелось бы иметь госфинансирование и статус службы, близкой к силовой. Мы сейчас охраняем парки, места отдыха. Нам необходимо травматическое или даже огнестрельное оружие, – говорит генерал-хорунжий. – Это выгодно государству: казакам не нужна постоянная зарплата, они сидят дома, вооружены и готовы по первому сигналу явиться и выполнить задачу, в том числе боевую".

Николай Пантелюк – гетман другой организации, базирующейся в Донецке, тоже рассчитывает на госзаказы. "К нам приезжал Янукович, и по просьбе госохраны мы вышли следить за порядком. Поручите нам охранять важные государственные объекты. Мы многое можем", – уверяет г-н Пантелюк. По его подсчетам, один офицер ежемесячно обходится стране в 20 тыс. грн., сержант милиции – в 10 тыс. При этом средняя зарплата служащего – не более 2 тыс. остальные деньги идут на обеспечение аппарата. "Нам аппарат не нужен. Казаку доплатить чуть-чуть, и он будет милиционера сопровождать на дежурстве, границу защищать и молодежь воспитывать", – говорит гетман. Он также готов взять на себя воспитание бездомных, число которых в Украине, по официальным данным, достигло 200 тыс. Казаков же в нашей стране 350 тыс., из них 70% – бывшие военные. К законопроекту Николай Пантелюк относится скептически. Свое видение казацкой службы донетчане изложили в собственном документе, согласно которому казаки должны оформиться в Департамент казачества при Совбезе или, в крайнем случае, при Администрации президента.

Казаки-охранники

В благие намерения украинских казаков верят не все. В прошлом году крымские представители Великого братства казачьих войск заявили, что их офис незаконно штурмовал "Беркут". Александр Домбровский, на тот момент начальник пресс-службы крымской милиции, утверждал, что под прикрытием казацких общин в Крыму промышляла международная рейдерская организация. "Казачество – своего рода бизнес, – говорит г-н Домбровский. – Кто не готов работать прозрачно, выбирает такую ширму, которая в общественном сознании выглядит очень красиво. Казаки вооружаются охотничьими стволами, дубинками, наручниками. Мы сталкивались с ситуациями, когда такие формирования использовались либо для охраны, либо для захвата объектов в пользу каких-то сомнительных фирм". Что касается помощи правоохранительным органам, то Александр Домбровский утверждает, что милиция никогда об этом не просила, и от таких помощников больше головной боли, чем пользы.

Так сложилось, что украинское казачество плотно связано с охранной деятельностью – скажем, Николай Пантелюк не скрывает, что руководит охранной фирмой. Его казацкая организация работает еще в нескольких направлениях бизнеса, среди которых интернет-проекты, отели и многое другое. Киевлянин Максим Жидков-Яретик из УРК говорит, что охранная фирма, в которой он работает, полностью состоит из казаков. "Мой начальник – атаман Киева", – объясняет Максим. Его жена Таисия тоже состоит в УРК. Супруги признаются, что им нравится быть казаками – молодежь на улицах обращает внимание на форму и начинает интересоваться казацкой службой. "Я начинал служить лейтенантом, а за четыре года дорос до капитана, вот орденов уже сколько", – парень с гордостью демонстрирует свой китель.

Инвентаризация гетманов

Несмотря на амбициозные планы донетчан, гетман Пантелюк признает, что сегодня они не готовы выполнять важные общественные задачи, поскольку казаков вроде бы много, но все они разобщены. "Нужно объединиться, а уж потом делом заниматься", – говорит он. Представители реестрового казачества считают, что количество казацких товариществ в стране зашкаливает. Ситуация, как в анекдоте: на троих украинцев – два гетмана. Начальник Генерального штаба УРК Валерий Блидар предлагает провести рейтинговую оценку всех организаций и отсеять тех, у кого нет всеукраинской сети представительств и собственных печатных изданий (УРК издает газету "Украина казачья"). Если верить руководителям УРК, в их реестре – около 100 тыс. членов.

"Пусть останется всего три организации, – предлагает Валерий Блидар. – Поймите, мы бывшие военные. Я – полковник запаса, а Николай Васильевич (наказной гетман. – Фокус) – генерал-майор. Мы прошли школу военного и государственного управления. Нам сложно найти общий язык с руководителями казацких организаций, не имеющими представления о науке управления". "Тяжело с выскочками работать, рейтинги у нас разные", – добавляет гетман Гниденко.

Станислав Аржевитин уверен, что новый закон наведет порядок: казацкие организации будут составлять индивидуальные реестры и передавать их в общую государственную базу данных. Установят единый порядок присвоения званий, на Казацком совете решат, какой должна быть форма. "Инкубатора не будет – каждая организация может иметь свою форму, соответствующую общим стандартам", – объясняет г-н Аржевитин. А вот гетман будет один, его предстоит выбрать на Казацком совете. "Кто не пойдет на это, окажется вне закона и не сможет участвовать в государственных программах". В УРК и Украинском казачестве Фокусу сказали, что на такие условия они не пойдут.

Евгений Сафонов, Евгения Даниленко, Фокус