Театр простодушных: актеры с болезнью Дауна окрывают новые грани искусства
Гастролировавший недавно в столице «Театр простодушных» носит это название не просто так: его актеры отличаются от остальных своих коллег. Но лишь тем, что страдают синдромом Дауна
Театры бывают кукольные и детские, камерные и академические, большие и малые, модные и непризнанные. Каждый начинается с вешалки, у каждого свое лицо и каждый по-своему неповторим. Московский "Театр простодушных" для иных – шок, для кого-то – экзотика. Но это явление, уникальное не только для театрального мира: здесь играют люди с синдромом Дауна.
Потом – понравилось
"Театр простодушных" в 1999 году создал актер театра и кино, выпускник ВГИКа Игорь Неупокоев. Первый спектакль, поставленный по мотивам гоголевской "Повести о капитане Копейкине" из "Мертвых душ", готовился более двух лет: семерых человек с врожденной патологией нужно было превратить в настоящую актерскую труппу, к тому же не было постоянного места для репетиций. Это понятно: театр задумывался как некоммерческий, и спектакли предполагалось давать бесплатно. Так что очередь из желающих вложить деньги в такой проект, да еще и с такими странными актерами, не выстраивалась. Впрочем, от друзей и просто отзывчивых людей помощь поступила.
Игоря Неупокоева и его коллектив приютил квартировавший в Москве в полуразрушенном старом доме на задворках Пушкинской площади "Театр.doc". На этих подмостках в мае 2002 года и состоялась премьера "Капитана Копейкина". На театр обратили внимание, появились спонсоры, "Простодушные" получили возможность выступать чаще. В 2004-м они стали лауреатами премии "Акция по поддержке российских театральных инициатив", год назад с триумфом выступили в Версале в театре "Монтансье". В июне нынешнего года в московском театре "Эрмитаж" прошла премьера их спектакля "Зверь" – о людях, переживших Апокалипсис и бредущих по планете в поисках Любви.
Один против тысячи
Синдром, описанный английским врачом Джоном Дауном в 1886 г., – одна из форм хромосомной патологии. У страдающих этим врожденным заболеванием не 46 хромосом, как у обычного человека, а 47. Главное клиническое проявление – снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, ослабевает память. У больных своеобразная внешность: косо расположенные глазные щели, широкая уплощенная переносица, полуоткрытый рот, короткие пальцы. В среднем синдромом Дауна страдает каждый 1100-й человек.
Недавно коллектив впервые побывал в Киеве – труппа приезжала по спецприглашению украинских организаторов четырехдневных мероприятий под названием "Люди как люди, только с синдромом Дауна". "Театр простодушных" дал два спектакля, из которых пока состоит весь репертуар театра: "Копейкин" и "Зверь".
Универсальное лекарство
– Меня осенило: люди, страдающие синдромом Дауна, к которым общество относится, мягко говоря, не очень справедливо, смогут сыграть искреннее, честнее профессионалов, – Игорь Неупокоев рассказывает о том, как он решился создать свой особый театр. – Сначала появилась мысль поставить "Копейкина", историю беспомощного человека, инвалида, который сталкивается с бездушной бюрократической государственной машиной. И все остальные герои там – "маленькие люди", винтики в империи. Когда я смотрел на своих актеров, я видел, что они и есть эти гоголевские персонажи. Им стоит надеть сюртук, мундир – и даже не надо ничего играть!
Чтобы помогать своим актерам – если нужно, поправить незаметным жестом, просуфлировать шепотом, Игорь Неупокоев играет на сцене вместе с ними.
Режиссер говорит, что если в обычных театрах спектакли идут как по нотам, то у "Простодушных" каждое выступление проходит, словно в первый раз:
– Вы наверняка не заметили, но только что Маша Нефедова, играющая в спектакле "Зверь" мою дочь, забыла часть роли. Пришлось немного поимпровизировать.
Сценография. Как и остальные актеры театра, Мария Нефедова и Антон Дебелов осознают, что они на сцене, и что перед ними зрители
Если "Копейкин", по определению самого режиссера, спектакль-балаган, то "Зверь" – философская притча, и более сложен в исполнении. Для него пригласили профессиональную актрису Ольгу Чудайкину. Играет она так, что от других актеров ее, как и режиссера, не отличить.
– Все удивлены, думают, что мы тоже с синдромом Дауна, – улыбается Игорь.
Он для Саимы Макаровой, матери 41-летнего Сергея, как и для родителей остальных актеров, – человек, вдохнувший в их детей новую жизнь.
– Театр – это социальная адаптация, – говорит Саима, которая хоть на сцене не играет, но на материнских правах причисляет себя к труппе. – К нам стали обращаться люди с такими же проблемами, как у нас. Они осознали, что жизнь продолжается и что и не стоит приходить в отчаяние. Мы жили в замкнутом мире, и с 1999 года он изменился. Наши дети поняли, что интересны людям. Они опровергают сложившиеся в обществе стереотипы о страдающих синдромом Дауна: играют на флейте, танцуют, поют. У Сережи улучшилась речь, пластика, расширился кругозор.
Зрители, актеры, муза
Сергею Макарову повезло необычайно. В 2003 году он снялся в фильме "Старухи", повествующем о нелегкой судьбе российской глубинки. По сюжету, в заброшенной деревушке где-то на Вологодщине живут-выживают несколько старух и Миколка, один-единственный мужчина, да и тот слабоумный. За эту роль Сергей получил "Золотую розу", главный приз фестиваля "Кинотавр".
– Очень нравится играть, – говорит актер. – Хочу сыграть Пушкина. И еще Квазимодо.
Мария Нефедова заявила Фокусу, что театр – жизнь, и все мы в ней актеры, и поделилась творческими планами:
– Хочу сыграть красотку в кабаре. И Бабу Ягу.
В ближайших планах Игоря Неупокоева – спектакль по пьесе Алексея Ремизова "Прения живота со смертью", написанной ровно сто лет назад. Премьера должна состояться в следующем году.
На вопрос, кому важнее такое творчество – режиссеру, реализующему свой потенциал, или необычным актерам, для которых оно не что иное, как арт-терапия, Игорь Неупокоев ответил так:
– Скорее всего, это творчество важнее для зрителей. Ведь после спектакля они становятся немного другими, у них меняется представление о людях с синдромом Дауна.