Филарет: политика Кирилла отвернет верующих Украины от РПЦ

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины, предстоятель УПЦ КП Филарет в интервью Фокусу рассказал о молодости Патриарха Кирилла и том, чем может закончиться политизация российского православия.

- Вы знаете патриарха Кирилла не один год. Что он за человек?

- Кирилл был учеником митрополита Никодима – человека который постоянно добивался расширения контактов с Ватиканом. А ведь его и его учеников многие в церкви недолюбливали. И тем не менее, никодимянин смог стать патриархом в России. Это может свидетельствовать о его политическом таланте?

- Да, конечно. Он талантливый политик. Никодим был таким же. А Кирилл стал патриархом прежде всего по воле Божьей. Но поскольку он личность не духовная, он больше занимается внешним положением церкви, заботится о ее внешнем распространении. И он стремится сделать РПЦ подобной католической – всемирной церковью. Поэтому открываются епархии, приходы, экзархаты по всему миру. Строятся храмы при посольствах. И естественно, Украина для него является самой главной частью Московского патриархата. Отделение Украинской церкви было бы большим ударом по РПЦ. Поэтому он стремиться сохранить УПЦ за РПЦ . Еще у него есть такая черта – он думает, что церковь зависит от власти. И если власть против, то тогда Церковь не достигнет своей цели, не выполнит своей миссии. А если власть будет помогать – то это будет непреодолимая сила. Поэтому по отношению к Украине он считает почему-то, что нынешний президент не украинский, а пророссийский. Он думает, что наш президент будет помогать укреплению Русской церкви. А я думаю иначе – что президент будет заботиться о своем государстве.

- Укрепление своих позиций, экспансия – это свойственно всем церквям. Можно ли осуждать за это Кирилла?

- Дело в том, что когда Церковь занимается больше внешней деятельностью, а не распространением христианской морали, духовности, она постепенно теряет свое назначение. Когда-то это послужило причиной разделения Церкви на восточную и западную. И когда теперь РПЦ занимается вопросом экспансии, она отступает от сущности Церкви. От духовных ценностей, вечных ценностей. Она может достичь внешнего величия, потеряв внутреннюю сущность.

- Бытует мнение о том, что многие священники УПЦ МП не любят Кирилла, поскольку его влияние преуменьшает их власть. Это верно?

- В УПЦ МП с избранием патриарха Кирилла чувствуют, что права церковной самостоятельности, кстати те, которых я добился 20 лет назад, они постепенно теряют. Поэтому я не думаю, что там есть великая любовь к Патриарху. Но вслух его не критикуют. А нам легче, потому что мы свободные.

- Рассчитывает ли Кремль на помощь Кирилла в "украинском вопросе"? Можно ли его, грубо говоря, назвать агентом Кремля?

- Он действует не самостоятельно. Он действует в согласии с Кремлем. Его идея Русского мира – это та же империя, только в красивой обертке.

- Но в таком случае империей руководит православный Папа, а не Кремль.

- Нет. Это империя, которой руководит Кремль, а церковь находится у него в подчинении. Они срастаются так же, как до революции РПЦ срослась с императорской властью – она тоже была департаментом в русском правительстве. И сейчас она становится таким же департаментом. А Церковь, которая отдала себя в служение власти, уже не свободна.

- Получается, что своими действиями и позицией Кирилл невольно подыгрывает вам, поскольку многие проукраинские прихожане УПЦ МП могут начать поглядывать в вашу сторону в случае усиления Патриарха?

- Это так. Чем больше будет политики в действиях Кирилла, тем больше он будет отталкивать от УПЦ МП и РПЦ украинских верующих. Потому что они увидят, что они принадлежат к Русской церкви, а не к Украинской. А название "Украинская…" – лишь вывеска.

- То есть, вы должны, по крайней мере, не препятствовать его деятельности?

- Стоит ли ожидать автокефалии Украинской церкви?

- Она уже есть. Дело теперь в ее признании. И признание будет, только мы не знаем когда. Если мы обратимся к истории – то такая же борьба, как сейчас в Украине, шла за автокефалию и Греческой, и Болгарской, и Сербской, и Румынской, и Русской церквей. Но признание получили все. В случае этих церквей Константинополь действовал так же, как сейчас Москва – не отпускал их. Но обстоятельства заставили Вселенского Патриарха согласиться на их автокефалию. Порой не добровольно. Поэтому все, кто боролись за автокефалию, рано или поздно ее получали.

- Автокефалия Украинской церкви будет автоматически означать и ее объединение?

- Уверен, что так.

- Но в этой конструкции останется место только для одного патриарха…

- Для Украинской церкви не имеет значения, кто станет ее патриархом, когда она будет единой и будет признана автокефальной. Объединение может произойти на соборе. И собор изберет единого патриарха для Украинской церкви. И не имеет значения кто это будет – Петр, Иоанн, Михаил, Владимир или Филарет. Главное – объединиться.

- Недавно Константинопольский Патриарх Варфоломей официально заявил о том, что ситуация в Украине – это схизма (раскол - ред.). Соответственно, автокефалия возможна только на основе УПЦ МП и вашего возвращения к матери-церкви.

- Схизмой Константинополь называл и Русскую церковь, когда не признавал РПЦ. Болгарская церковь была схизмой. И мы, с его точки зрения, в схизме. Но когда Константинополь признал РПЦ и болгар, о схизме все сразу забыли. И заметьте – никто никуда не возвращался. Просто признали, и все. Так будет и с Украиной. Объединение рано или поздно придет и Кирилл способствует этому.

- Кстати, кто больше кому нужен? Янукович Кириллу или Кирилл Януковичу? Бытует мнение что Кирилл для нашего президента – посредник в контактах с Медведевым.

- Украинские президенты, когда идут на выборы, очень много обещают и стараются привлечь на свою сторону не только избирателей, но и другие государства. Так что ничего удивительного в том, что и наш нынешний президент использовал тот же метод, нет. Но когда они уже становятся президентом – начинают беспокоиться о своем государстве.

- Вы сказали, что Кирилл не духовный. Покойный Алексий Второй был лучшим Патриархом?

- Патриарх Алексий был человеком другого склада. Он был проще. Менее образованным в богословии. Но он был более спокойным, менее агрессивным. Поэтому отношения с УПЦ МП во время патриаршества Алексия у Москвы были более спокойными. Не было никаких волнений, потрясений. А вот Патриарх Кирилл более импульсивный и умный. В этом отношении он стоит выше Алексия Второго. Алексий нуждался в советниках. А Кирилл не нуждается. Он сам все решает, все видит и действует. И подчиняет своему влиянию свое окружение. Алексий нуждался в помощниках и таким помощником для него был митрополит Кирилл. Это разные величины.

- Почему православная Церковь не модернизируется? Вот, например, почему вы выступаете против женщин-священников?

Потому что по Божественному установлению женщина создана для Адама, а не наоборот. Они были равны перед Богом в духовном отношении, но Ева зависела от Адама. Ева согрешила первая, а не Адам. Сын Божий воплотился не в женщину, а в мужчину. И апостолы были мужчины, а не женщины. Во всем Священном Писании нет ни одного примера, чтобы женщина была священником. Священство – от Бога, а не от нас, как людей. Если Бог не призвал женщину к священству – почему это должны делать люди в угоду новым веяниям? Вспомните, что Корей, Дафан и Авирон, которые возмущались поставлением Аарона в священники, сами себе присвоили права священства – и их поглотила земля. Так что священствовать женщина не может, хотя проповедовать Евангелие могут все – и мужчины, и женщины. Но совершать таинства по установлению Иисуса Христа могут только мужчины.

- Возможно, все это было справедливо для устройства архаического иудейского общества, в котором вырос Иисус... Вам не кажется, что такое ваше отношение к миру – углубленность в патриархальные традиции - отворачивают от церкви людей?

- А вам не кажется, что больше положение церкви подрывают батюшки, которые ездят на Мерседесах?

Это не имеет значения, какая марка автомобиля. Не забывайте, что и зависть – грех. Сейчас и священник, и архиерей без машины не могут эффективно выполнят свои обязанности – им необходимо передвигаться. Что касается денег, то надо сказать, что духовенство Ветхого Завета жило как раз за счет того, что каждый израильтянин обязан был вносить деньги на содержание колена Левиего, то есть духовенства. И апостол Павел говорит: "Не заграждай уста вола молотящего". Вол может беспрепятственно есть то зерно, которое молотит. Так и священник должен для своего содержания иметь средства. Корыстолюбство среди духовенства и мирян осуждается, как грех. А содержания священника за счет его трудов – это нормально.

- Для жизни и трудов, как правило, не обязателен Мерседес С 500 AMG.

- Вот это как раз корыстолюбство. Когда священник думает не о службе Богу, а о том, как купить модную машину – это грех.

- Почему Церковь не борется с корыстолюбством в собственных рядах?

- А почему вы думаете, что не борется?

- В Киевском патриархате были отлучены от сана за корыстолюбие священники?

Конечно были. Чаще такие сами от нас уходят, потому у что Киевский патриархат – церковь небогатая. И они ищут там, где богатства больше. Дело в том, что мы подходим к качеству машины не с точки зрения цены, а с точки зрения полезности. Вы хотите ехать на Ладе, отъехать от Киева на 20 километров и остановиться? Если есть возможность, можете купить дорогую машину. Нет возможности – ездите на более дешевой. Корыстолюбство Церковь осуждает, а использование машины - не осуждает, так же как она не осуждает интернет, телевидение, компьютеры, радио. Мы это используем для своей деятельности. Но всему этому никто не должен отдавать своего сердца. Потому что нельзя служить двум господам, нельзя служить Богу и служить богатству.

Сергей Высоцкий, Фокус