В Голливуде все лгут. Интервью с Йосом Стеллингом
Председатель жюри Одесского кинофестиваля, голландский режиссер Йос Стеллинг в интервью Фокусу рассказал несколько историй о кино.
- Говорят, на крупных кинофестивалях решение жюри во многом зависит от личного вкуса его председателя. Так ли это на самом деле?
-Нет. Расскажу вам историю. В 1988 году я был членом жюри на Московском кинофестивале. Это было фантастическое жюри, его председателем был Анджей Вайда. Дело было еще в советские времена, и он сказал: "Я знаю, какой фильм победит". Но мы возразили: "Нет, будем голосовать". Тогда Вайда заявил, что у него как у председателя, два голоса, но мы ему объяснили: "Нет, у председателя нет права голоса вообще! Он должен следить за происходящим, улаживать конфликты – и все".
- Несколько лет назад вы были председателем жюри в Киеве на "Молодости", теперь вы здесь. Где вам нравится больше: в октябре в Киеве или в июле в Одессе?
- Очень сложно сравнивать. Совершенно разные атмосферы. Но вот еда здесь определенно лучше. Вообще очень приятно побывать в Одессе. Еще с детства, даже в Голландии, этот город ассоциировался у меня с русской культурой и русским кино. И хоть у нас все знают это название, никто не знает, где конкретно город находится. Я вот теперь знаю.
- Сегодня в мире очень много кинофестивалей, все время появляются новые. Есть ли у них шансы стать фестивалем класса А, как Канны или Венеция?
- Каждому из них необходимо время. Фестивали растут как дети: в семь лет ребенок еще маленький, в 14 – уже постарше, в 21 – совсем взрослый. Вообще очень хорошо, что фестивалей так много. У людей появляется возможность увидеть фильмы, которые они бы вряд ли посмотрели в обычных кинотеатрах. К тому же, у каждого фестиваля есть социальная составляющая. Сегодня все идут в интернет и превращаются в одиноких индивидуалистов. А фестивали дают людям возможность собраться вместе, поговорить, обсудить кино.
- Кстати об интернете. На своем прошедшем в рамках ОМКФ мастер-классе актер и режиссер Рутгер Хауэр сказал, что интернет дает молодым режиссерам невиданную ранее свободу. Грубо говоря, можно купить дешевую камеру, снять фильм, выложить его в сеть – и ты уже режиссер. Что вы об этом думаете?
- Европейские режиссеры почти всегда снимают артхаусные фильмы. Это потому что они не хотят, не умеют или у них нет денег на блокбастеры?
Давайте снова скажем по-другому. Когда вы смотрите американский фильм и получаете от него удовольствие – в этом нет ничего плохого. Но после просмотра вы тут же о нем забываете. А когда вы смотрите артхаусный фильм… Из десяти таких фильмов восемь окажутся ужасными, скучными и длинными. И только два окажутся фантастическими, их вы никогда не забудете. Правда, чтобы обнаружить эти два, нужно посмотреть все десять.
- Неужели не бывает развлекательных блокбастеров, которые не забываются и которые хочется пересматривать?
-Если бы у вас спросили, какой фильм посмотреть, "Аватар" или "Антихрист", какой бы вы посоветовали?
- Для этого мне нужно знать, кто именно спрашивает. И потом, "Антихрист" - не мой любимый фильм. Но выбор всегда очень личный, ведь половину работы при просмотре фильма делает именно публика. Зритель сам создает кино. Просто размещенные рядом кадры фильма ничего не значат, связь между ними устанавливает зритель. Вот вам история для примера. В начале прошлого века один режиссер снял историю о том, как ребенок играет с кошкой. Зрители видели ребенка, который играет с кошкой, а следующим кадром шел крупный план этой кошки. И зрители решили, что кошка съела ребенка, потому что она стала огромной, а ребенок из кадра пропал. Но ведь на самом деле режиссер ничего такого не показывал. Вот так с помощью собственных выводов зритель создает свой фильм. А хороший фильм – это тот, который дает много возможностей сделать выводы.
- Из какого фильма вы делаете больше всего выводов?
-О, для меня фильмы – как оперы. Я не люблю оперу целиком, мне нравятся лишь отдельные ее части. Но, пожалуй, фильм, который я до сих пор могу смотреть каждый день, - это "Амаркорд" Феллини. Но вообще очень часто самым любимым фильмом оказывается тот, который увидел в 14 лет. Этот фильм, если его потом пересмотреть, может оказаться глупым, но в 14 в нем для тебя был весь мир. Так что все это – очень личное.
- Каждый актер мечтает попасть в Голливуд и получить "Оскар". Мечтают ли режиссеры о том же?
-Нет, конечно, нет. Это глупо. Я был в Голливуде пару раз, но там все люди врут, там все бессмысленно, и все пытаются только заработать денег. Только глупые люди хотят попасть в Голливуд (смеется). Нет, это я, конечно, шучу.
- И последний вопрос – не про кино. Вы наверняка смотрели финал Чемпионата мира по футболу. За какую команду вы болели?
-За голландскую. Но только первые десять минут. Потом я переметнулся на сторону Испании.
Юлия Куприна, Фокус