Продукты без наклейки "без ГМО" точно содержат трансгены
Глава гражданской организации Всеукраинская экологическая лига Татьяна Тимочко в интервью focus.ua рассказала о незаконности ГМО в Украине, о том, можно ли доверять маркировке "без ГМО" и кто спонсирует тестирование продуктов на трансгены
Какая проблема, связанная с ГМО в Украине, сейчас является самой острой?
Таких проблем несколько. На законодательном уровне проблемой №1 есть то, что украинский закон о биобезопасности не дает возможность контролировать несанкционированное проникновение на территорию Украины и ГМО-продуктов, и растений. Законодательство не совершенно, оно выписано таким образом, чтобы не дать привлечь к ответственности тех, кто несанкционированно и контрабандой завозят ГМО в Украину. В Украине нет ни одного государственного органа, который бы регулировал эти вопросы. В прошлом году, например, Минагрополитики издало постановление, которое позволяло использовать генетически модифицированную сою в кормах. Хотя в Украине ни один сорт ГМО-сои не зарегистрирован, не прошел государственную регистрацию. То есть, использование ГМО сои в кормах является незаконным, но предыдущий министр агрополитики подписал этот указ.
Почему?
Потому что пришли люди, которые лоббируют этот вопрос и они побудили его это сделать. Также есть проблема с введением маркировки. В Украине с 1 июля 2009 года вступило в действие постановление Кабинета Министров, которое предусматривало обязательную маркировку и порядок маркировки продуктов питания, которые вмещают в себе ГМО. В этом постановлении очень четко прописано: маркировке подлежат те продукты, которые содержали ГМО более, чем 0,9%. Это норма ЕС, согласно которой маркировка обязательна, если производители с коммерческой целью привносят больше 0,9% ГМО для увеличения своей прибыли. Меньше 0,9% считается ненамеренным привнесением.
Есть ли сейчас оборудование, способное адекватно проверить продукты питания на наличии ГМО? Насколько сегодняшняя маркировка "без ГМО" отвечает реальности?
Это нарушение закона?
Конечно, это нарушение закона! Но замалчивание производителем содержания ГМО – никак не прописано в законе и никак не наказывается. Они замалчивают эту информацию и не рискуют поставить отметку "без ГМО", потому что понимают, что это находится под гражданским контролем. И, что это может привести к разглашению этой информации, что они все-таки будут нести какую-то ответственность. Поэтому, они просто не дают эту информацию. Значительная часть продуктов питания в Украине без ГМО. И мы можем этим гордиться, что у нас большинство продуктов без ГМО. Но согласно закону, который был принят в декабре 2009 года, все продукты должны маркироваться на содержание ГМО. Поэтому даже вода или соль, где априори нет белка и там не может быть ГМО, производители вынуждены выполнять закон и писать "без ГМО". Тут со своей задачей не справилось Министерство охраны здоровья: на них была возложена ответственность составления перечня продуктов питания, которые не могут содержать ГМО. И значит, их не нужно маркировать.
И все-таки, насколько можно доверять маркировке? По вашим оценкам, сколько процентов продуктов питания, имея маркировку "без ГМО", на самом деле превышают допустимую норму в 0,9%?
Эксперты Всеукраинской экологической лиги, наши активисты на местном уровне в областях, вместе с областными управлениями защиты прав потребителей часто и системно проводят рейды. По результатам лабораторных исследований мы сделали вывод о том, что содержание ГМО в значительной части продуктов отвечает их маркировке. Практически, 99% продуктов тех линий питания, которые имеют маркировку без ГМО, отвечают этой маркировке. Но я хочу напомнить, что часть продуктов питания не имеют этой метки. Мы тоже делали контрольные закупки и таких продуктов, и они содержат в себе ГМО, более 0,9%. И в этом состоит проблема: государственные органы должны контролировать это ежедневно. Но Госпотребстандарту не выделяются средства на постоянные системные проверки. Кроме того, был запрет Кабинета Министров на проведение "несанкционированных проверок" производителей, в связи с экономическим кризисом. Я должна сказать, что в органах власти есть люди, которые лоббируют задержку окончательного введения постановления Кабинета Министров о маркировке.
Ваша организация – неправительственная и негосударственная. Кто спонсирует все эти закупки, проверки? Глава Народно-демократической партии Людмила Супрун?
Нет. Людмила Супрун никакого отношения к нашей организации не имеет. В свое время, еще 15 лет назад, мы сотрудничали с НДП. Ее возглавляли тогда другие люди: Пустовойтенко, Матвиенко. Мы сейчас не работаем ни с одной политической структурой. Мы работаем лишь с теми субъектами политического поля Украины, которые в своей программе зафиксировали вопросы охраны окружающей среди и контроля за использованием ГМО. Контрольные проверки производятся совместно с областными управлениями защиты прав потребителей. Кроме того, мы сотрудничаем с производителями сельскохозяйственной продукции, которые ориентируются на биологическое земледелие. Мы лоббисты биологического земледелия в Украине. Мы планируем на государственном уровне поднять вопрос протекции именно фермерам и большим агрофирмам, которые сориентированы на биологическое земледелие, на производство биологически чистой продукции.
Александр Мельник, журналист, для focus.ua