Золотая молодежь. Как за год изменился украинский шоу-бизнес
Отечественные исполнители за последний год умерили свои аппетиты и стали более доступными. Самым же актуальным в украинском шоу-бизнесе стало понятие "проект"
В этом году в украинский шоу-бизнес ураганом ворвались молодые и задорные исполнители – новое поколение артистов, заткнувших за пояс многих отечественных грандов. Впереди планеты всей в этом сезоне оказались не отдельные певцы и певицы, а целый проект – "Фабрика звезд –3".
По количеству упоминаний в СМИ, запросов в интернете и концертов молодежь переплюнула абсолютно всех. После завершения телевизионного шоу юные "фабриканты", в числе которых Стас Шуринс, братья Борисенко, Ева Бушмина, Алексей Матиас и другие, отправились в концертный тур по Украине. "Это был рекордный тур в истории украинского шоу-бизнеса. За пять месяцев наши "фабриканты", о которых еще год назад никто не знал, собрали такое количество аудитории и дали такое количество концертов, что вряд ли другие украинские артисты могут похвастаться такими результатами", – радуется успехам своих подопечных продюсер третьей "Фабрики" Константин Меладзе. По его словам, секрет ошеломительного успеха проекта кроется в том, что над ним работали лучшие представители теле- и музыкальной сфер, а также в очень тщательном отборе участников.
Неплохо себя чувствовали в этом году и участники второго сезона "Фабрики звезд" – теперь подопечные продюсерского центра Talant Group Бориса Бронштейна и Натальи Могилевской. Предмет обожания отечественных девушек-подростков Макс Барских, томный дуэт "Дантес&Олейник", девичий поп-квартет REAL O и обновивший имидж Борис Апрель регулярно появляются на экранах телевизоров, стали частыми гостями на корпоративных вечеринках, ездят с концертами по Украине. Кроме того, в копилку к своим достижениям REAL O, Макс Барских и Дантес с Олейником добавили по дебютному альбому.
Помимо того, что с "фабричного" конвейера спускаются новые звезды эстрады, современные талант-шоу дают возможность продемонстрировать свой дар и ведущим. Так, с новой силой засияли на небосклоне украинского шоу-биза звезды Марии Ефросининой и Андрея Доманского. С помощью еще одного популярного талант-шоу "Україна має талант" в рейтинг самых успешных звезд впервые попала его ведущая Оксана Марченко.
Впрочем, декорации к триумфу "фабричных" проектов сложно назвать красочными. Над отечественным шоу-бизнесом сгустились тучи. Если еще год назад именитые украинские музыканты могли себе позволить перебирать предложениями и далеко не все были готовы торговаться, то сейчас в и без того сумбурный украинский шоу-бизнес пришла нестабильность. "Гонорары у наших артистов стали меньше. К примеру, те из них, чей гонорар составлял $5 тыс., сегодня соглашаются выступить и за три тысячи", – описывает Фокусу нынешнюю ситуацию директор агентства PR Batteries Роман Медынский. Подтверждает его слова и певица Наталья Могилевская. "На мой взгляд, из-за предвыборной кампании и экономического кризиса этот год был даже хуже, чем предыдущий", – считает одна из самых популярных украинских исполнительниц.
По информации Фокуса, концертная деятельность наших звезд заметно оживилась, но по сравнению с докризисным временем – это лишь цветочки. В былые времена у артистов первого эшелона могло быть 15–20 концертов в месяц. Сейчас же, говорят эксперты, выступлений намного меньше. "Четыре концерта в месяц – считается уже хорошо", – констатирует не самый приятный для отечественных звезд факт Роман Медынский.
Долой границы
Усложняет жизнь украинским исполнителям, а также их менеджменту и то, что отечественному шоу-бизнесу стало тесно в рамках родной страны. "Я думаю, что большие деньги заработать в одной Украине сложно. Потому что это не очень большой рынок. Собственно говоря, Украину с туром можно объехать в течение месяцев двух", – описывает еще одну особенность украинского музыкального бизнеса Константин Меладзе. Отечественным звездам приходится считаться с отсутствием логики и непрозрачностью в украинском шоу-бизе и искать дополнительный заработок за границей. "В последнее время довольно часто за пределами Украины мы встречаемся с Ани Лорак, пару раз видели Ирину Билык и других наших исполнителей. Группа "Бумбокс" разрывает российский рынок. Это говорит о том, что украинский шоу-бизнес немного расширяет свои границы и с территории Украины выходит за рубеж", – делится с Фокусом своими наблюдениями продюсер и супруг певицы Таисии Повалий Игорь Лихута. Уж ему-то опыта не занимать – он одним из первых начал продвижение Повалий на российский рынок. В результате без участия "золотого голоса Украины" не проходит практически ни один крупный юбилейный концерт или праздничный телеэфир в России.
На родине же довольно туго приходится не только сравнительно молодым исполнителям, но и уже состоявшимся звездам. "Если артист востребован, то основная статья дохода – это его прямая деятельность, концертные выступления", – рассказывает один из самых влиятельных украинских промоутеров Валентина Басовская. Однако добавляет, что сделать аншлаговый сольник под силу только звездам первой величины.
Улыбайтесь – вас развлекают!
"Фабричная" комета, выстрелившая в последнем сезоне, – живая и яркая иллюстрация того, что происходит не только с украинским, но и с мировым шоу-бизнесом. "Сегодня это сугубо развлекательный жанр, который уже давно перестал быть духовной пищей, то есть основным блюдом, и стал просто неким развлечением, я бы сказал, десертом", – рассказывает Фокусу о смещении акцентов с оригинального и самобытного творчества на продукт для массового потребителя Константин Меладзе.
Успех теперь зависит не от музыкальной одаренности исполнителя, а от его умения развлекать зрителя при помощи подручных средств шоу-бизнеса – дорогих замысловатых костюмов, оформления сцены, шоу-балета. Именно поэтому шагать вверх по карьерной лестнице молодой артист должен с хорошим запасом финансов. "Сегодня акцент делается не столько на вокал, сколько на шоу – яркие костюмы, спецэффекты, экраны. Теперь не обязательно иметь три-четыре октавы. Достаточно иметь октавку, миленько нашептывать и иметь доступ к хорошей студии звукозаписи. Главное, чтобы были запоминающиеся песенки", – развивает мысль Лихута, добавляя, что в нынешней ситуации молодым артистам необходима очень мощная финансовая поддержка для раскрутки.
Тем не менее в украинском шоу-бизнесе по-прежнему находится место и для ярких, харизматичных исполнителей, берущих не столько впечатляющими шоу, сколько своим безусловным талантом. Так, на отечественном музыкальном небосклоне зажглись две яркие звезды – эксцентричная певица Джамала (настоящее имя – Сусанна Джамаладинова) с вокалом в четыре октавы и артист европейского уровня Евгений Филатов (он же – электронный проект The Maneken).
"У каждого свой путь: иногда артист получает хороший шанс – фестиваль "Новая волна" в Юрмале, например, или телепроекты "Шанс", "Фабрика" и им подобные, тогда его стартап короче", – рассказывает Валентина Басовская. В случае с Джамалой стартовой площадкой для резкого взлета стала как раз "Новая волна", на которой стройная девушка с мощнейшим голосом сразила жюри наповал и завоевала Гран-при. Но немало потрудиться ей пришлось и до этого – в творческом багаже Джамалы множество наград на других вокальных конкурсах, работа в столичном клубе Freedom Hall.
Успех же Евгения Филатова – результат последовательных шагов и действий. К тому моменту, когда он решил создать проект The Maneken, его уже прекрасно знали под именем DJ Major, который всего за несколько лет выпустил альбом и сделал ремиксы для доброй половины топовых украинских исполнителей.
Обоим артистам по 27 лет, и к этому времени они успели проторить собственную дорожку к слушателю. Причем не только отечественному. И Джамала, и Филатов частые гости в зарубежных клубах и концертных залах, и каждый из них дал по нескольку десятков концертов за пределами Украины в этом сезоне.
Ирина Навольнева, Фокус