Приехали. Что принесет реформа такси в Украине

В Украине собираются реформировать такси на европейский лад. Фокус выяснил, что об этом думают сами таксисты

Related video

Количество такси станет фиксированным – квоты будут распределяться по конкурсу местными советами, и только среди выпускников школы таксиста. Штраф за нелегальный извоз вырастет в 20 раз. В каждом городе автомобили такси будут одного цвета и не старше трех лет. Зарабатывать извозом на арендованном транспорте запретят – машина должна быть собственностью работодателя. Такие планы Кабмин озвучил этим летом. Услышав о них, таксисты забили тревогу: создали рабочую группу для переговоров с властью и в случае игнорирования требований обещали устроить всеукраинскую забастовку. Власть пошла на уступки – рабочая группа завершает работу над своим вариантом законопроекта.

90% – нелегалы

Таксистам вся эта затея не по душе. "Вырывают гланды через задний проход, – оценивает инициативу Александр, работающий в такси "Оптимальное". – Опять будут драть с нас деньги. Пусть бы датировали эти расходы – на счетчик, на оборудование автомобиля. У меня на все это нет денег, машину нужно к зиме готовить".

По оценкам самих таксистов, сегодня более 90% рынка в тени: у водителя могут быть рация, шашки на крыше, договор с диспетчерской службой и тарифная сетка, но он не платит налоги и формально не несет никакой ответственности перед пассажиром. Многих таксистов это устраивает. "Государство хочет, чтобы мы оформляли ЧП, покупали лицензии, платили единый налог. Вот страна дебильная, а!" – возмущается молодой таксист на "Ланосе", работающий в "Радио-такси". Вообще‑то и сегодня, чтобы получить лицензию на извоз, нужен статус частного предпринимателя, но у таксиста, как выяснилось, нет ни того, ни другого. Замечание корреспондента Фокуса о том, что не платить налоги – это плохо, таксиста возмущает: "Кому платить? Государству? Да пошло оно в ж… у!"

Большинство коллег с ним солидарны: когда на съезде таксистов в начале сентября глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский заговорил о необходимости платить налоги, зал вскипел от негодования. Когда же чиновник пообещал избавить таксистов от конкуренции с "грачами" – грянули аплодисменты.

Говоря о "грачах", Бродский имел в виду "фильтровщиков" – таксистов, которые не привязаны к какой‑либо диспетчерской службе, сами устанавливают тарифы и большую часть дня проводят на стоянке, играя в нарды в ожидании щедрого клиента.

В Стране дураков

Сергею за сорок, стоит "на фильтре" возле метро "Льва Толстого", пьет кофе на пассажирском сиденье. На Подол соглашается отвезти за 60 гривен (официальное такси – 35–40 грн.). Сбрасывает до полтинника, с ленцой пересаживается за руль. Говорит, что работает в такси "Имени себя": днем "фильтрует" в центре, а вечером слушает станцию, если есть хороший заказ – берет. Угроз Бродского Сергей не страшится, но если "фильтр" прикроют – в официальное такси не пойдет: "Сниму фишку, буду так грачевать". По его словам, самые жирные "фильтры" – на "бану" (на вокзале, вероятно, от немецкого banhoff) и на "поле" (Поле чудес в Стране дураков – аэропорт Борисполь).

Стоянка "на фильтре" – только для своих. "Если кто другой станет рядом, ему сначала сделают последнее китайское предупреждение. Не поймет – тогда вот! – таксист решительным движением выдергивает из решетки кондиционера шило. – На диски посадим! Опять не подействует – здоровье ему подпортим лет на пять, ребята помогут. Пойми, весь Киев на дециметры поделен, и не я это придумал".

Глава профсоюза таксистов Василий Попик, который сегодня координирует разработку законопроекта о такси, уверен, что скоро нелегальному извозу придет конец. "Мы задавим его с двух сторон! – он жестикулирует так, будто объясняет план захвата. – Дадим ГАИ право проверять такси на стоянке. Нет документов на извоз – штраф восемь тысяч, второй раз попался – шестнадцать. Потом конфискация машины". Атака с другого фланга – а-ля контрольные закупки: если по вызову приезжает такси без документов, страдает не только водитель, но и оператор, который отдал ему заказ. "В итоге операторы откажутся от сотрудничества с нелегалами", – убежден глава профсоюза.

Шеф, три счетчика

На место "фильтров" планируется вернуть стоянки такси – систему, которая была при Союзе и сегодня принята в Европе. Главное отличие стоянок от "фильтров" в том, что таксист может без опаски стоять на любой из них (во всяком случае, по задумке). Правда, вразрез с этим принципом идет намерение Минтранса провести тендер среди служб такси на право работать в аэропорту Борисполь. "Этим они убивают систему стоянок, – возмущается Василий Попик. – Таксист, который привозит вас в аэропорт, убегает оттуда, потому что иначе ему колеса порежут. В итоге кто оплачивает холостой пробег? Правильно – пассажир".

Вместе со стоянками власти намерены вернуть в такси счетчики (таксометры). Многие перевозчики идею воспринимают в штыки. "Какой кретин сядет на счетчик? Он учитывает не только километраж, но и хронометраж, а в час пик из центра на Куреневку можно часа полтора добираться", – говорит "нелегал" Сергей со "Льва Толстого". Его коллега Александр из такси "Оптимальное" вспоминает опыт 10‑летней давности: "Когда в "Автосвите" работал, у всех таксометры были. Счетчик в трех режимах – обычный, ночной и для хаумачей (иностранцы. – Фокус). Пять гривен за километр настраивали. Можно было от Золотых ворот скатиться к Крещатику за двадцатку, даже двигатель не заводя". Сегодня в Киеве найти такси со счетчиком сложно, зато в Херсоне, например, ими оборудованы практически все таксомоторы – там поездка с "грачем" обходится дороже. Координатор интернет-портала "Таксопорт" Анатолий Галазюк считает, что таксометрам нет доверия: многие настраивают прибор так, что он считает 100 м за 1 км.

Дешевле не бывает

Тем не менее Василий Попик уверен, что такси в Украине удастся вывести на европейский уровень: таксомоторы будут одного цвета (скорее всего, только их двери), появятся школы таксистов, повысится ответственность предпринимателей – они будут дорожить лицензией. Впрочем, в чем единодушны все собеседники Фокуса, так это в том, что на европейский уровень выйдут и цены.

"Они однозначно будут повышаться, – говорит Василий Попик. – У нас самое дешевое такси в Европе. Во всем мире километр езды на такси стоит как литр бензина". Анатолий Галазюк считает такую методику расчета неподходящей для Украины, но в целом соглашается: сегодняшний рост предложения на рынке перевозок привел к критическому падению цен. "Такси слишком дешевое, – объясняет Анатолий Галазюк. – В Киеве еще ничего, но в областных центрах расценки настолько низкие, что извоз попросту теряет рентабельность".

Лучшие такси мира

В этом году портал Hotels.com составил рейтинг лучших такси мира. В тройке победителей Лондон, Нью-Йорк и Берлин

1. Лондон
"Блэк кебы" оборудованы счетчиком, вмещают 5 человек с багажом и приспособлены для перевозки пассажира на инвалидной коляске. Только "Блэк кебы" вправе подбирать голосующих пешеходов. Они также могут двигаться по полосе для общественного транспорта, поэтому никогда не стоят в заторах.

Посадка и первые 310 м – 2,20 фунта. Затем – 1,20 фунта / км. Экологический сбор – 20 центов. В результате стоимость 1 км составляет около 2,1 фунта (2,5 евро). После 20.00 и в выходные поездка дороже на 1 фунт, в Рождество и Новый год – на 2 фунта. На чай принято оставлять 10–15%.

На таксиста учатся три года. Водители обязаны блестяще ориентироваться в городе без GPS-навигатора, знать репертуар всех тридцати лондонских театров, расписание поездов и уметь поддержать беседу о Большом адронном коллайдере. Для пассажира "Блэк кеба" в порядке вещей попросить отвезти его "в то заведение, где на прошлой неделе выступал Стивен Фрай".

2. Нью-Йорк
90% такси – Ford Crown Victoria желтого цвета. При этом ежегодно обновляется список других марок, одобренных для использования в качестве такси (с 2009 г. почти все машины в этом перечне – гибриды).

Посадка – $2,50. Затем – $1,5 / км (40 центов за каждые 267 м пробега или 120 секунд ожидания). Если авто движется со скоростью менее 6 миль в час, то есть тянется в пробке, пассажир платит 40 центов за каждые две минуты. С 20.00 вечера тариф повышается. Таксисту принято оставлять чаевые.

Для работы требуется сдать экзамен на знание города и языка, но среди таксистов все равно много эмигрантов, плохо изъясняющихся на английском. В Нью-Йорке водители "йелоу кебов" неохотно везут пассажиров в отдаленные районы, откуда придется возвращаться пустым, но не имеют права спрашивать у голосующего, куда ему ехать, пока тот не сел в машину. Пожаловаться на таксиста можно в "Такси и Лимузин Комиссию".

3. Берлин
Обязательно цвета слоновой кости. Должен иметь две двери справа. Таксисты отдают предпочтение "Мерседесам".

Посадка – 3 евро. До 7 км – 1,58 евро / км, более 7 км – 1,20 евро / км.

Чтобы стать таксистом, нужно сдать экзамен. В Берлине необходимо знать более 900 объектов и уметь добраться до них кратчайшим путем без карты. Если водитель будет везти пассажиров при выключенном счетчике и попадет в аварию, страховая не выплатит компенсации и ему придется оплачивать лечение пассажиров из собственного кармана. Клиентом, который просит подвезти без счетчика, может оказаться проверяющий. Полиция имеет право в любой момент проверить документы на извоз, и если каких‑то бумаг не будет, машину арестуют.

Такси по-киевски

Тариф
До 5 км – 25–30 грн., после – 2,5 грн./км. Счетчиков нет: километраж и цена поездки определяются диспетчерской службой.

Автомобиль
Практически любой – от "Дэу Ланоса" и "Опеля" 1980 г. выпуска до "БМВ" представительского класса. Аренда машины – 100–150 грн./день.

Таксист
Часто с высшим образованием, предпочитающий профильному труду извоз, где средняя выручка за месяц составляет 8 тыс. грн.

Евгений Сафонов, Фокус