В прокат вышла вторая часть картины Оливера Стоуна "Уолл-стрит"
Майкл Дуглас в роли финансовой акулы и Джош Бролин в образе злого гения
Двухчасовая эпическая драма "Уолл‑стрит: деньги не спят" стала первым сиквелом в карьере голливудского старожила Оливера Стоуна ("Взвод", The Doors, "Прирожденные убийцы"). Первый фильм вышел на киноэкраны в 1987 году и сделал культовым его главного героя – хищного, жадного и беспощадного воротилу Гордона Гекко в исполнении Майкла Дугласа.
Однако Оливер Стоун явно остался недоволен произведенным тогда эффектом. "Я снимал "Уолл‑стрит" как историю с моралью, но мне кажется, что не все ее поняли правильно, – признается режиссер. – Меня до сих пор поражает число людей, которые через много лет подходят ко мне и говорят: "После вашего фильма я решил сделать карьеру на Уолл‑стрит". По замыслу Стоуна знаменитая речь Гордона Гекко, смысл которой сводился к тому, что "жадность – это хорошо", должна была отвратить зрителей от этой мысли. В итоге все получилось с точностью до наоборот.
За съемки второй части картины режиссер, похоже, взялся для того, чтобы на этот раз все наверняка уяснили: ничего хуже жадности на свете быть не может.
Обнять и плакать
Главная радость для поклонников первого "Уолл‑стрит" – возвращение на экран Майкла Дугласа в роли Гордона Гекко. Пожилой и теперь никому не нужный Гекко с грустью наблюдает, как у ворот тюрьмы, откуда он вышел, отсидев 8 лет, радостно встречают других экс-заключенных. У бывшего короля финансов из пожитков – немногочисленные остатки былой роскоши, среди которых мобильный телефон огромных размеров. Однако не таков Гекко, чтобы тихо доживать свои дни в безвестности.
Помимо Дугласа, на которого всегда любо-дорого посмотреть, в картине присутствуют харизматичный Джош Бролин в роли жадного миллионера Джеймса Бреттона, Шайа Лабаф, изображающий амбициозного молодого финансиста, Сьюзан Сарандон с сигареткой на отлете в роли его мамы и Кэрри Маллиган в роли дочери Гекко.
Юному, талантливому и патологически честному как для человека с Уолл‑стрит биржевому трейдеру Джейку Муру (Шайя Лабаф) предстоит пройти сложный путь. Попав в мир финансовых акул, однажды юноша становится перед выбором – стать таким же, как они, или остаться верным своим принципам. Джейк затеял рискованную игру и бросил вызов самому влиятельному и опасному финансисту Джеймсу Бреттону, но оказался в ловко расставленных сетях. Впрочем, по замыслу Оливера Стоуна, лишь проиграв на денежных фронтах, юноша обретает себя и расставляет по местам жизненные приоритеты. Видимо, для того чтобы подчеркнуть мелодраматичность пути молодого трейдера, Стоун заставляет почти всех актеров в кадре рыдать. Плачет Джейк, переживая смерть своего наставника и расставание с любимой. Плачет мама Джейка, потому что влезла в долги и не знает, как из них выпутаться. Плачет Уинни Гекко, мирясь со своим жестоким отцом. Пускает скупую слезу даже сам Гекко, внезапно понимая, что упустил что‑то важное в жизни.
В свободное же от пускания слез время Стоун настойчиво напоминает: в мире финансов бал правит тот, у кого нет других принципов, кроме "чем больше, тем лучше". Кровожадный Бреттон с вызовом интересуется у молодого Джейка: "Ты идеалист или капиталист?" Третьего, по его мнению, не дано. Вторит ему и Гордон Гекко, который, как и в первом фильме, сыплет афоризмами и назиданиями как из рога изобилия.
Жадина-говядина
Известный своими левыми взглядами Оливер Стоун, кажется, откровенно злорадствует в "Уолл‑стрит: деньги не спят". Его идея-фикс не меняется от фильма к фильму: деньги, финансовые игры, прибыль – это все пыль по сравнению с семьей, отношениями между людьми и прочими общечеловеческими ценностями. Причем, чтобы дошло до самого непонятливого, режиссер устами негодяя Гекко настойчиво повторяет: мысль о том, что "жадность – это хорошо" – уже даже не сентенция, а главный закон. Именно следование ему привело мир к финансовому краху.
Как всегда, у Стоуна в кадре – идеальная картинка, и смотреть "Уолл‑стрит: деньги не спят" приятно хотя бы только поэтому. Радует и то, что режиссер сжалился над зрителями, которые далеки от мира финансовых операций, и разбавил ленту множеством остроумных сцен. В активе картины и приятный сюрприз для поклонников первой части – забавное появление в эпизоде Чарли Шина, исполнившего в прошлом фильме одну из главных ролей.
Несмотря на затянутость фильма и обилие слез, "Уолл‑стрит: деньги не спят" демонстрирует, что Оливер Стоун по‑прежнему в форме. Хотя позиции понемногу сдает – сентиментальность, присущая пожилым людям, не лучший помощник для режиссера.
Жизнь или кошелек.
Шайя Лабаф – о фильме "Уолл-стрит: деньги не спят"
О подготовке к съемкам:
– Я вообще ничего не знал о финансах. Полный ноль. Чтобы разобраться, я открыл счет на свои $ 20 тыс. и принялся играть на бирже. Еще я провел очень много времени с Нуриэлем Рубини (профессор экономики Нью-Йорского университета. – Фокус). Я даже думаю, что, кроме меня, с ним вообще никто так долго не общался. Он помог мне сориентироваться в мире акул с Уолл‑стрит и страховых фондов. Кроме того, я встречался едва ли не со всеми известными финансистами, включая Джорджа Сороса.
О персонаже Чарли Шина из первой части – Баде Фоксе:
– Они c Джейком абсолютно разные существа. Чарли Шин – из 80‑х, когда на рынке царил бум. И время действия – тоже разное. Поведение Джейка, которого я играю, ни в коей мере не оправдывает поступки Бада. Просто тот период был чем‑то вроде "секс, наркотики и рок-н-ролл" в финансовом мире.
Об Уолл‑стрит
– Мне кажется, что Уолл‑стрит – это место, куда идут парни, которым в свое время не удалось поиграть в футбол в колледже. Они приходят в мир финансов, сохраняя дух состязания, как в спорте. Там царит менталитет в духе "убей или убьют тебя". Или даже так: "ешь то, что убиваешь". Это даже хуже чем в Голливуде, что‑то вроде каннибализма.
Интервью предоставлено компанией "Гемини"
Ирина Навольнева, Фокус