Принцип трех R: как создать зеленый офис в Украине

Сдавать макулатуру, сортировать мусор и не пользоваться пластиковой посудой. Украинские компании внедряют принципы "зеленого" офиса

Владелец бизнеса Андрей Билоконь, как в советские времена, носит бутерброды на работу в пакете из‑под молока. "Заметьте, многоразовая упаковка", – демонстрирует он Фокусу свой "тормозок". Билоконь принципиально не пользуется одноразовыми пакетами, а за покупками ходит с холщовой сумкой. Раньше ездил на гибридном авто, но недавно отказался от него в пользу общественного транспорта. Уже несколько лет Андрей является членом Фонда дикой природы (WWF) и представителем этой организации в Украине.

А началось все с того, что он организовал в своей конторе раздельный сбор мусора: по отдельности собирали пластиковые бутылки, стеклянную тару и макулатуру. Для пластика Андрей даже установил специальный сжиматель – чтобы в коробку больше помещалось. "Коллеги сначала отнеслись к этому как к чудачеству, но теперь сортируют мусор и дома, не пользуются пластиковой упаковкой и пропагандируют зеленую философию среди родственников", – гордится Андрей Билоконь.

По словам Билоконя, в Украине у него немало единомышленников. Например, члены "Клуба А4". Идея проста: инициативная группа бесплатно устанавливает в офисах картонные ящики для сбора бумаги, содержимое которых отправляется на пункт переработки. "Цель акции – подарить дереву кольцо, то есть продлить его жизнь", – поясняет Андрей. Членами созданного в марте клуба уже числится сотня украинских организаций и фирм.

Три R

Раздельный сбор мусора – лишь один из принципов организации "зеленых" офисов. Вообще же эта философия появилась на Западе более 20 лет назад. Ее суть заключается в сознательном уменьшении воздействия на окружающую среду и основывается на принципе 3 R – reduce (сокращение), reuse (повторное использование), recycle (переработка). В "зеленом" офисе экономят ресурсы: электроэнергию, воду, тепло, бумагу. Распечатывают доклады на черновиках или печатают с двух сторон, не пользуются пластиковой посудой, а отходы отправляют на переработку (см. инфографику).

Преподаватель факультета экологии НАУКМа Елена Маслюковская еще во время учебы стала одним из инициаторов внедрения "зеленых" принципов в Киево‑Могилянской академии. Кафедра, на которой она сейчас работает, – образец устройства "зеленого" офиса. Два года назад вместе с Программой развития ООН (ПРООН) она организовала экологические семинары для бизнесменов. С тех пор желающих "озелениться" по ее наблюдениям стало в несколько раз больше.

"Зеленые" привычки сотрудников позволяют экономить до 20%", – воодушевленно говорит Маслюковская. И дает совет первым делом проверить туалетный бачок дома и в офисе. Оказывается, из неисправного бачка, если его не чинить в течение года, утекает впустую 34 тыс. литров воды, а из протекающего крана – 13,5 тыс.

Подари фикус

Украинские офисы тоже с удовольствием подсчитывают сэкономленные средства. "За полтора года мы уменьшили потребление воды на 15%, бумаги – на 100 тыс. гривен", – гордится бухгалтер "ВОЛИ" Елена Хохун. "Зеленые" принципы в офисах компании внедряются уже два года. За это время сотрудники собрали и сдали на переработку около 2 тонн макулатуры.

В офисе принят электронный документооборот, бумажные распечатки не поощряются, как и пластиковая посуда. На стенах развешены напоминания о необходимости экономить электричество, бумагу и воду.

"Раньше в офисе не было ни одного горшка, поэтому мы начали с того, что провели акцию: "Подари коллеге фикус", теперь у всех на подоконниках цветы", – показывает зеленое хозяйство бухгалтер Хохун. Последняя инициатива – собрать весь персонал компании в одном здании и организовать трансфер сотрудников от ближайшего метро до офиса, что позволит многим отказаться от личного транспорта, а значит, реализовать еще один из 25 принципов "зеленого" офиса.

В украинском представительстве международной телекоммуникационной компании Telenor совмещают "зеленые" принципы с благотворительностью. "Старую, но еще работающую технику мы не выбрасываем, а передаем общественным организациям", – делится ноу-хау директор по коммуникациям Анастасия Гоголева. Один из главных принципов в этой компании – энергосбережение. Например, норвежский офис на 30% отапливается при помощи энергии ветра, а венгерский – от геотермальной установки.

Под сенью офиса

Представитель WWF Андрей Билоконь недавно вернулся из Финляндии, где зарегистрировано 1200 "зеленых" офисов – от небольших фирм до гиганта Nokia. "Соблюдением экологических принципов там никого не удивишь, государство даже устраивает соревнования между компаниями на звание самого "зеленого" офиса", – рассказывает Андрей. Взяв на вооружение опыт финнов, Билоконь с экоактивисткой Ириной Бондаренко начали с того, что организовали конкурс "Лучший велоработодатель 2010 года".

В офисе сети энергетических инноваций Greencubator тоже экономят бумагу и электроэнергию, правда, считают, что таким образом вряд ли способны улучшить состояние окружающей среды. Координатор сети Роман Зинченко возмущается: "Ежегодно наша страна теряет 2 млрд. долларов из‑за неэффективного использования энергетики". К примеру, сено, которое в Европе прессуется и используется в качестве твердого топлива, у нас на полях просто сжигают.

По его словам, прежде всего "зеленый" апгрейд необходим производственным компаниям, многие из которых до сих пор используют оборудование советских времен, которое вряд ли можно назвать дружественным по отношению к природе.

Анастасия Рингис, Фокус