Кинофестиваль Молодость: французский десант

Кинофестиваль "Молодость" проходит в Киеве под знаком французского кинематографа, собирает толпы зрителей и радует оптимистичной атмосферой

Related video

"Человек, который должен быть у меня в ухе! Ну почему же вы меня не слышите?" – с веселым отчаянием спрашивает Жерар Депардье в микрофон у невидимого переводчика. – Я ничего не понимаю". Французскому актеру пришлось нелегко на церемонии открытия "Молодости", куда он был приглашен на роль ведущего. Компанию ему составила главная блондинка российского кино – Рената Литвинова. В свойственной ей манере – с заламыванием рук, загадочными улыбками и специфическими интонациями – актриса развлекала зрителей рассказами о том, что ее любовь к кинематографу началась с фильмов Депардье, а также предавалась воспоминаниям о кино прошлых лет.

Выглядело это крайне сюрреалистично, поскольку ничего не понимающему Депардье приходилось полагаться на интуицию и хоть как‑то поддерживать Литвинову своим конферансом. Получалось приблизительно так: "Ну, в 70‑х с кино было, конечно, не очень легко. Тяжело ему было. Зато вот фестиваль "Молодость" проходил каждый год", – говорила актриса, комментируя кинохронику на большом экране посреди сцены. "А мне кажется, что 70‑е были очень интересным временем – и в кино, и в музыке", – возражал ей Депардье, ковыряя пальцем в ухе, где находился по‑прежнему молчащий наушник. "Мне кажется, я и сейчас в 70‑х", – в конце концов, не выдержал француз.

Чувство юмора и шарм Жерара Депардье не раз выручали организаторов на церемонии открытия. Он оживленно общался с россиянином Владимиром Меньшовым, которому вручили приз за вклад в киноискусство – золотого "Скифского оленя", обнимался с Литвиновой, отпускал шуточки в духе "Все равно нужно снимать хорошее кино. Даже несмотря на то, что американцы его потом переснимут", а также произнес проникновенный монолог о любви, жизни и чувствах.

На открытие пожаловала еще одна именитая француженка – Фанни Ардан. Ей также досталась награда кинофестиваля за вклад в киноискусство. Обворожительная актриса сообщила залу, что уже второй раз приезжает в Киев и что город по‑прежнему остается для нее загадкой. После чего рассказала о том, что когда она была маленькой, в их доме жила русская женщина, которая пела ей. "Я вообще не певица", – жмурясь и ослепительно улыбаясь, промурлыкала Ардан. "Но для вас…" – и затянула романс на стихи Марины Цветаевой.

Хотим фильму!

В этом году "Молодость" отличается нехарактерной многолюдностью. Даже на дневном показе студенческих короткометражек в большом зале кинотеатра "Киев" собралось столько зрителей, что мест на всех не хватило – народ сидел на ступеньках и на полу. Кстати, студенческий короткий метр в этом году порадовал жизнерадостным настроем, что на фестивалях случается не так уж и часто. Например, зал благодарно аплодировал фильму испанского режиссера Пабло Ларкуена "Мой невидимый друг". В 13‑минутной ленте показана история патологически замкнутого подростка‑толстяка Томаса, настолько стеснительного, что он даже не мог заставить себя попросить родителей передать ему соль за столом. Отчаявшаяся семья нанимает человека, который должен сыграть роль воображаемого друга Томаса. Сам режиссер тоже порадовал аудиторию – вышел на сцену представлять свою картину в огромной меховой шапке-ушанке. "Я думал, что если куплю такую шапку, буду похож на местного. Мне казалось, что тут все так ходят. Но надо мной уже третий день смеются и тыкают пальцами. Вот я и решил надеть ее на показ, чтобы и вы посмеялись", – пошутил молодой кинематографист.

Битком было и на специальном событии фестиваля – украинской премьере последней работы легенды кино Жана-Люка Годара "Фильм‑социализм". Лента 79‑летнего режиссера оказалась настолько навороченной и сложной для восприятия, что уже через полчаса после начала показа самые неподготовленные потянулись к выходу. А через час, сразу после фразы "У меня во рту нет сердца", недоумевающие зрители повалили из зала целыми компаниями. Видимо, Годар несколько переборщил с философией и мудреной формой ее подачи. До конца сеанса досидели только самые стойкие.

Не слабо

Украина отметилась на фестивале во всех конкурсных категориях: два студенческих короткометражных фильма, три – профессиональных и полнометражный дебют. Последний – уже побывавший в Каннах и наделавший шума на российских фестивалях угрюмый и тяжелый фильм "Счастье мое" документалиста Сергея Лозницы. У нас его, по обыкновению, называют украинским режиссером, россияне тоже причисляют к своим. Сам Лозница, живущий в Германии, обычно говорит, что он космополит. Видимо, именно поэтому картина снималась на украинские, голландские и немецкие деньги в России.

Отечественные короткометражки в основном конкурсе – работы из украинского кинопроекта "Мудаки. Арабески". В конкурсную программу попали три фильма из этой серии – "Тупик" Ивана Тимшина, "Трусы" Жанны Довгич и "Последнее письмо" Юрия Ковалева.

Завершится юбилейный фестиваль 31 октября раздачей наград и украинской премьерой нового фильма Вуди Аллена "Ты встретишь загадочного незнакомца" с Энтони Хопкинсом, Антонио Бандерасом и Наоми Уоттс.

Здравствуйте, я ваша Фанни

Звезда французского кино Фанни Ардан в интервью Фокусу рассказала о том, почему она решила снимать кино, о самой сложной роли и об отношении к "Молодости"

– Вы сказали, что Киев остается для вас загадкой. Почему?

– Я, наверное, плохо объяснила. Эта женщина, о которой я говорила (на церемонии открытия актриса вспоминала о своем детстве и русской женщине, которая пела ей романсы. – Фокус), она родом из Киева. Когда я была маленькой, она мне рассказывала о лесах, о куполах церквей и о грусти. Для меня, ребенка, в этом была какая‑то загадка, мистерия, которую дети не понимают и просто воспринимают как картинку.

– В прошлом году вы сняли дебютную полнометражную картину, в этом – привезли на "Молодость" короткометражку. Почему вы решили стать режиссером?

– Это не было какое‑то рациональное решение в духе "Вот стану режиссером!". Я просто поняла, что мне хочется снять фильм. И не смогла себе отказать. Но при этом никогда не прекращала быть актрисой.

– Вы часто слышите комплименты. Какой из них был самый странный?

– Я не помню комплиментов, помню только слова любви. А самым странным проявлением любви был случай, когда меня приняли за женщину, которой я на самом деле не являюсь.

– Какая из сыгранных героинь наиболее близка вам?

– Сама не знаю, кто я в повседневной жизни. Кроме того, кино – это ведь форма. А в жизни нет никакой формы. И в каждой сыгранной роли было что‑то от меня или от кого‑то, кем мне хотелось быть. Потому что я всегда выбирала роли женщин, которых любила. Мне никогда не доводилось играть роль, которая мне не нравилась. Иногда я играла женщин, которых не любили другие. Но их любила я. Поэтому я могла их защищать.

– Какая роль в кино была самой сложной?

– Я думаю, самая тяжелая – роль Марии Каллас, потому что я играла на английском. И я боялась играть на неродном мне языке, боялась, что потеряю какую‑то свою правду. Я работала над своим английским, чтобы он стал моим вторым языком.

– Видите ли вы в чем‑то отличие "Молодости" от других фестивалей?

– На всех кинофестивалях главное – любовь к кино. Это могут быть Берлин, Канны, Венеция. Но в любом случае есть темный зал, открывающийся занавес и фильм. Важно только это. Не знаю, как это происходит, потому что я не в процессе. Я как‑то ездила на фестиваль в Албанию, в небольшой городок, а Киев – все‑таки большой город. И мне это нравится.

Послевкусие

Фокус выбрал самые интересные картины из программ "Молодости-2010"

«Выход через сувенирную лавку», 2010, США, Великобритания
Режиссёр: Бэнкси
Остроумная пародия на всё на свете и, в том числе, на мир современного искусства. Режиссёр картины – знаменитый британский художник-граффитчик и арт-хулиган Бэнкси.
«Овсянки», 2010, Россия
Режиссёр: Алексей Федорченко
Картина о директоре целлюлозно-бумажного комбината, который едет хоронить свою жену и по дороге рассказывает случайному попутчику истории из жизни, уже получила несколько престижных наград, в том числе Венецианского кинофестиваля.
«Зомби из Лос-Анджелеса», 2010, Германия, США
Режиссёр: Брюс Ля Брюс
Трэш про морское чудовище, которое выбирается на берег и бродит в поисках подходящих жертв – наркоманов, преступников и прочих маргиналов. Канадец Брюс Ля Брюс – знаковая фигура в гей-лесби кино, известнен своими артхаусными порнофильмами.
«Четыре льва», 2010, Великобритания
Режиссёр: Кристофер Моррис
Чёрная комедия о четырёх начинающих шахидах-террористах, которые сами толком не могут понять, с чего же, собственно, им начать. Гран-при кинофестиваля в Санденсе.
«Еврей Зюсс: фильм без совести», 2010, Германия, Австрия
Режиссёр: Оскар Рёлер
Провокационная картина о съёмках скандального антисемитского фильма «Еврей Зюсс» 1940 года, ставшего хитом в Германии времён Третьего рейха.

Ирина Навольнева, Фокус