Всем встать. Новый мэр Москвы объявил войну пробкам
Новое правительство российской столицы поднимается засветло, чтобы бороться с главной проблемой города – пробками
Рабочий день в мэрии Москвы 1 ноября начался в 8 утра, на час раньше обычного. Многие чиновники, еще не отдышавшиеся после кадровых перестановок, прибыли на свои места и того раньше. Такое рвение они проявили после рекомендации нового мэра Сергея Собянина приезжать на службу к 8.00 в целях снижения нагрузки на дороги в утренние часы. Но несмотря на старания слуг народа, сам народ в этот день опять стоял в заторах. Популярный сервис "Яндекс. Пробки" показывал пять баллов из десяти, что означало достаточно плотное движение на автомагистралях столицы РФ.
Московские заторы, которые стали одной из формальных причин увольнения мэра-долгожителя Юрия Лужкова, могут оказаться для Собянина тестом на профпригодность. Эту проблему президент России Дмитрий Медведев назвал приоритетной для нового градоначальника. По иронии судьбы 20 октября, накануне вступления Собянина в должность, в Москве была зафиксирована самая крупная пробка за всю высокотехнологичную историю мегаполиса. Даже "Яндекс. Пробки" не спасли: программа дала сбой, и центр города встал на несколько часов.
Остановка по требованию
Собянин активно принялся за дело в первые же дни пребывания на посту мэра. Он объехал с инспекцией самые проблемные зоны города, забрался на одну из высоток и вынес вердикт, который стал еще одним камнем в огород Лужкова. Возведение высоток и многолетние дорожные стройки крупных узлов, отсутствие парковок и гаражей, самовольно построенные объекты и необоснованно перекрытые дороги – все это Собянин назвал главными "градостроительными ошибками" прежних столичных властей. Борьбу с тяжелым наследием мэр решил начать с парковок. "Посмотрите, что делается в центре города! – возмущался он несколькими часами позже на заседании мэрии. – Машины возле бордюров стоят в два ряда практически везде. При этом мы начинаем строить новые улицы. А что толку их строить, если мы на старых, действующих улицах не можем навести порядок? Бессмыслица полная".
Разобраться с бессмыслицей на столичных дорогах поможет увеличение бюджета, считает Собянин. Мэр заявил, что после парковок правительство займется улучшением системы общественного транспорта и лишь затем начнет новое дорожное строительство. Будет ли мэрия бороться с чиновниками, которые перемещаются по Москве с мигалками, зачастую нарушая правила и парализуя движение, Собянин не уточнил.
Тормозная система
"Мне лично вообще не мешают мигалки и АМР (практически все машины с этой главной правительственной серией номеров оснащены спецсигналами. – Фокус), гораздо больше проблем с обычными водителями, которые на красный едут, по обочинам летят, поворотники не используют и т. д. Сюда же относятся и "шахид-такси" – они вообще ездить не умеют и правил не знают", – рассказывает Фокусу москвич Олег. "Шахид-такси" в Москве называют нелегальные такси, старые советские машины с водителями-гастарбайтерами.
Сам Олег стал водителем недавно, раньше он обозревал пробки с пассажирского сидения. Утверждает, что за последний год в Москве все чаще случаются дни, когда город оказывается полностью парализованным. "Два года назад такое происходило пару раз в год, сейчас – чуть ли не каждую неделю. 20 км проезжаешь за три часа, бывает, и за пять", – жалуется Олег. Причинами заторов он, как и чиновники мэрии, считает припаркованные на оживленных трассах машины, засилье торговых центров и радиально-кольцевое устройство столичных улиц. Это сильно усложняет проезд даже на небольшие расстояния, отмечает Олег. Он спасается от пробок с помощью навигационной системы PocketGis, в простонародье – "Пробковорот".
Один из первых испытателей PocketGis, директор по развитию компании "Вобис Компьютер" Станислав Кузнецов, ездит с антипробочными системами давно и благодаря навигаторам в заторах стоит намного реже, чем другие. Чтобы доехать из дома на работу, он тратит в среднем полтора-два часа. "Без пробок (ночью или в воскресенье) это расстояние я обычно проезжаю минут за 35", – признается он Фокусу.
Дорога жизни
После особенно тяжелых дней в Москве на короткое время наступает затишье. Настоявшись в заторах, водители пересаживаются на общественный транспорт. Но хватает их ненадолго, и через пару дней все возвращается на круги своя.
Многие автолюбители предлагают бороться с пробками радикальными методами. Одни хотят, чтобы въезд в столицу пригородных автомобилей был запрещен. "Кто работает в Москве, пусть добирается на электричках или другим транспортом", – пишут на форумах. За парковку в центре предлагают брать 1000 рублей в час ($33), а если номер не московский, то вдвое больше. Нарушителей, оставляющих машину в неположенном месте на сутки, самые радикальные автолюбители готовы упечь в тюрьму на целый год. Некоторые высказывают идею взимать в столице ежегодный налог на внедорожник в размере $16 тыс., а проезд в метро установить на уровне 5 долларов. "Кто не потянет такие цены, пусть собирается и уезжает", – безапелляционно заявляют москвичи. Но даже самые революционные предложения и немалые бюджетные средства не способны решить проблему в городе, автопарк которого ежегодно увеличивается на 300 тыс. автомобилей.
Пока москвичи и гости города тратят в заторах бензин и свои нервы, появились люди, научившиеся на этом зарабатывать. По радио можно узнать, где неподалеку от водителя, стоящего в пробке, находится кафе или банкомат. Службы так называемых "монотакси" предлагают особую услугу – эвакуацию из пробки. По желанию клиента доставят домой или в аэропорт. В Москве все популярнее становятся мобильные офисы – переоборудованные под офис мини-вэны, в них можно и с клиентом поговорить, и презентацию устроить. Растут и продажи банальных, но очень необходимых вещей. К примеру, портативных мини-биотуалетов "Пис-Писс". "Наш мини-писсуар легко умещается в вашей сумочке или бардачке автомобиля, что очень важно для современного человека, который ценит свое время, гигиену и душевное равновесие", – гласит реклама на сайте продавца этого устройства.
Пока это, пожалуй, единственное, что может помочь застрявшим в многочасовой московской пробке обрести душевное равновесие.
Чужой опыт
В мегаполисах мира борются с пробками по-своему
В Сингапуре введены жесткие ограничения на покупку авто: ввозная пошлина на машину составляет 41% от стоимости; первая постановка на учет авто – 140% рыночной стоимости.
В Нью-Йорке в крайнем левом ряду могут ехать только машины, в которых находится не менее двух человек.
В Лос-Анджелесе эта система называется Carpool – это когда в машину садятся несколько человек. Есть даже специальные справочные, через которые можно найти попутчиков.
В Париже есть специальные полосы для общественного транспорта на основных городских трассах, отделенные бордюром или разметкой.
В Токио строят эстакады, транзитные магистрали и развязки, достигающие порой пяти уровней.
Ограничение на въезд в центр в рабочие часы, если человек не проживает в этом районе практикуют в Риме. Исключение – такси, аварийные службы, мотоциклы, автобусы (такая система действует в Лондоне).
В Ирландии, в Дублине, к примеру, мэрия проводит акции, призывая жителей пересесть на велосипеды с мотором.
В Афинах существует запрет на поездки на машинах с четными и нечетными номерами по определенным дням недели.
Яна Седова, Фокус