Стенка на стенку. Стрит-арт в Украине
Надпись на заборе тоже может быть искусством, все зависит от того, как именно она сделана и чья это работа. Фокус узнал, кто пишет и рисует на стенах в украинских городах
"Есть у меня идея. Видишь, здоровенная сточная труба, ее бы где‑нибудь на крутом берегу реки поставить, – показывает сделанный фломастерами набросок художница Жанна Кадырова. – Возле могилы Шевченко в Каневе? Да, там было бы хорошо (улыбается), люди проплывали бы на пароходах мимо памятника и боялись, что их засосет в трубу". Эта и еще несколько идей художницы, скорее всего, так и останутся в набросках. Монументальная скульптура, которая должна быть вписана в пейзаж, – жанр трудоемкий, дорогостоящий и требующий специальных разрешений от властей. Самая благоприятная среда для этого вида уличного искусства – большие фестивали вроде "Арт-Шаргорода", с которого в 2006 году началось развитие украинского стрит-арта, или недавнего "ГогольФеста", где художникам отдали всю территорию киевской киностудии им. Довженко.
С бюрократическими трудностями сталкиваются и авторы, работающие в жанре мурализма – масштабной настенной росписи. Впрочем, в ближайшие два года в столице им будет помогать галерея "Лавра". Здесь в конце октября открылся международный фестиваль стрит-арта Kiev Muralissimo!, приуроченный к Евро-2012. Его цель – превратить город в галерею под открытым небом, причем делать это будут не только отечественные, но и зарубежные художники.
Пока же организаторы начали с малого – расписали две трамвайные остановки и ведущие к ним подземные переходы. "Раньше в эти кошмарные переходы жутко было спускаться, а теперь они расписаны и освещены, – рассказывает Фокусу руководитель проекта Елизавета Гамшеева. – Прохожие реагируют позитивно. Единственное, что их беспокоит, – как сохранить работы. Даже предлагают покрыть их лаком или закрыть стеклом".
Исчезающие картинки
Сами авторы относятся к своим работам гораздо спокойнее. "Стрит-арт похож на рисование иероглифов водой, когда интересен сам процесс, а не дальнейшая судьба произведения, – объясняет львовский художник Влодко Кауфман. – Работы заполняют пустое пространство, как объявления "Сниму квартиру". Это описание лучше всего передает суть такого жанра стрит-арта, как райтинг, когда художник пишет короткий слоган (например, This is Willy или емкий вопрос "Зачем?", а то и просто свое имя) на стенах домов, заборах или в поездах метро. Или трафаретного граффити вроде стилизованной крокодильей головы с открытой пастью, которую несколько лет назад рисовала на киевских стенах группа Psya Krew. Остроумное переиначивание рекламных ситилайтов, маленькие наклейки и большие аппликации, появляющиеся в самых неожиданных местах, – тоже форма уличного искусства.
"Художник стрит-арта – настоящий партизан", – афористично резюмирует украинский живописец Тиберий Сильваши, имея в виду, что стрит-художник ведет полулегальную деятельность. Правда, и он, и сами уличные художники признают, что не каждую настенную надпись, а их последнее время появляется все больше, стоит относить к стрит-арту. "Увидеть хороший стрит – все равно что найти в лесу белый гриб", – говорит Влодко Кауфман.
Ближе к зрителю
Отыскать хороший стрит-арт скоро станет легче. С 9 по 14 ноября в киевском "Мистецком арсенале" на ярмарке современного искусства "Арт-Киев Контемпорари" пройдет выставка, посвященная уличному искусству. "Хочется посмотреть, как стихийное искусство поведет себя в музейном пространстве", – отмечает куратор проекта Александр Соловьев.
Впрочем, правое крыло выставочного комплекса "Мистецкий арсенал", которое отдали стрит-артистам, назвать музейным пространством можно весьма условно: там еще не завершены строительные работы. Но ни куратора, ни приглашенных им художников это не смущает, наоборот – вдохновляет, поскольку напоминает городскую улицу. Вскоре на этой условной улице появятся превращенные в арт-объекты дорожные знаки, разрисованные художниками рекламные вывески, а также граффити, скульптуры и видео.
Все жанры уличного искусства можно будет увидеть и в Донецке. Проект "Арт Пойнт" стартует 19 ноября в недостроенном крыле торгово‑развлекательного центра "Донецк‑Сити", в нем участвует дюжина художников из Европы и Азии. "Они создадут футуристические модели Донецка", – рассказывает автор идеи и куратор проекта Людмила Березницкая. Для нее "Арт Пойнт" – не первый опыт работы со стрит-артом. Двигать искусство на улицу она начала еще два года назад с акции "Город – территория искусства", будучи президентом Фонда "Эйдос".
"Ты немедленно получаешь большую аудиторию, твои работы живут, и ты сразу видишь, нравятся они или нет", – объясняет особенности стрит-арта художник Виктор Сидоренко, чьи разноцветные скульптуры в человеческий рост участвовали в той акции. Иногда любовь зрителей проявляется даже слишком активно. Художник до сих пор не знает, куда пропали восемь скульптур из его самого первого уличного проекта. "Тогда как раз проходил футбольный матч, киевское "Динамо" играло, и, видимо, моих ребят болельщики с собой забрали. А может, они сами ушли", – улыбается Сидоренко. И добавляет: "Совсем уж интерактивное искусство получилось".
Где эта улица
По просьбе Фокуса украинские художники представляют несколько стрит-арт-проектов, которые могли бы украсить городские пейзажи
Анатолий Белов Город: Киев Жанр: графические постеры У одного из самых активных украинских стрит-художников, известного по проектам «(По) чому мораль» и «Мы не маргиналы», в полуразрушенном доме на киевской улице Аллы Тарасовой раньше была мастерская. Сейчас он предлагает наклеить на стены этого здания постеры из серии «Баланс». На рисунках – люди, балансирующие на сложенных в неустойчивые горки холодильниках и телевизорах. Что, по замыслу художника, должно означать: не стоит строить жизнь на одном только бездумном потребительстве, поскольку строение получается ненадёжное. |
|
Жанна Кадырова Город: Киев Жанр: уличная инсталляция Экспериментами со скульптурой в публичном пространстве художница занимается несколько лет. Её самая свежая идея – фонарь с лучом света из бетона. «На что‑то нематериальное вроде луча света обращают внимание, только если его максимально материализовать», – говорит Кадырова. Фонарь с бетонным лучом света она поставила бы рядом с обычными. По мнению художницы, увидев такую аллею, прохожие задумались бы и о других малозаметных, но важных вещах повседневной жизни. |
|
Виктор Сидоренко Город: Донецк Жанр: монументальная скульптура Одинаковые скульптуры с неотличимыми лицами говорят о безликости толпы, а их яркий красный цвет – о том, что и в толпе можно найти себя и выделиться. Если же изваяния увеличить до пятиметровой высоты и поставить на террикон, идея приобретёт ещё более выразительную форму. Выбор местности художник объясняет просто: в промышленных районах мало искусства и не хватает ярких красок. |
|
Владимир Waone Манжос и Алексей Aec Бордусов (группа Interesni Kazki) Город: Киев Жанр: мурализм Дуэт граффитчиков свои работы на стенах домов размещает уже несколько лет. Тем не менее у художников полно нереализованных идей. Одна из них – панно о том, как менялись человеческие представления об устройстве окружающего мира. Interesni Kazki разместили бы его на доме № 115 по Краснозвёздному проспекту. «Сюжет и идею рисунков мы обычно не привязываем к каким‑то конкретным местам, поэтому это панно могли бы создать и на другой стене», – говорят граффитчики. |
Юлия Куприна, Фокус