Не купи. Уроки потребительской диеты
Украинцы охотно садятся на потребительские диеты, отказываясь от привычек, которые влетают им в копеечку. Журналисты Фокуса испытали на себе модные методы самоограничения
Вопрос "Куда уходят деньги?" для киевлянки Марии Рыдван – один из самых актуальных. "В конце каждого месяца я беру в долг в среднем шестую часть своей зарплаты. Специально обученные родственники к этому уже привыкли и регулярно выручают меня до получки", – делится девушка. Она говорит, что деньги улетучиваются на косметические процедуры по субботам и дорогостоящие продукты – каперсы, пармезан и т. д. Чтобы узнать все о своих расходах, Мария завела дневник в интернете, где отчитывается ежедневно. "Делать это у всех на виду интереснее и ответственнее, чем записывать траты в блокнот, где этого никто не увидит, – признается она. – Да и эффективнее: за последние два дня я уже сэкономила 40 гривен".
Когда начался экономический кризис, отвечать на вопрос "Куда уходят деньги?" пришлось миллионам людей, чьи потребительские привычки вступили в конфликт с возможностями. Более того, кризис даже создал моду на антипотребительство. За последние пару лет только в США было запущено десять проектов, призванных научить осознанно тратить деньги. Участники одного из них, к примеру, обязались год не совершать крупных покупок, другие ограничили себя в быту, оставив в доме лишь сотню самых необходимых предметов.
Похожий эксперимент начался и в Украине – с 1 ноября его участники живут в режиме строгой экономии, осознанно подходя к расходам и описывая ежедневные траты и наблюдения на страницах ЖЖ‑сообщества spend_less.
Расточительность от бедности
Как утверждают социологи, легкое отношение к деньгам у украинцев родом из последней докризисной пятилетки. Более половины населения, согласно опросам Центра им. Разумкова, в 2008 г. было убеждено, что принадлежит к среднему классу. Тогда как в действительности, отмечают аналитики, к среднему классу относится около 17%, а если причислять к нему не только относительно небедных, но еще и социально активных людей, как это принято в международной социологии, то получится не более 3%.
Юрист Татьяна Монтян любовь украинцев к транжирству подметила давно. "Если ваша машина на год моложе моей убитой Skoda 1998 года, вы почувствуете себя хоть на капельку счастливее? – спрашивает она. – А меня делают счастливой новые знания, опыт, успехи членов моей семьи, книги".
Доктор социологических наук Татьяна Петрушина из Института социологии НАН Украины, напротив, полагает, что к роскоши украинцы не тяготеют. Она курировала не одно исследование в области манеры потребления и уверена, что докризисный потребительский бум лучше всего объясняет книга "Теория праздного класса" известного американского экономиста Торстейна Веблена.
– Мы страдаем от так называемого демонстративного потребления, – отмечает г-жа Петрушина. – Когда состоятельные люди, а это примерно 20% населения Украины, покупают дорогие вещи и товары, чтобы продемонстрировать всем свой уровень достатка. Остальные, не имея такого дохода, пытаются копировать это поведение. В одном из исследований мы установили, что одежда является одним из ключевых товаров, определяющих уровень комфорта. Составляя индекс удовлетворенности жизнью, мы интересовались у людей, каких бытовых благ им не хватает для счастья. Так вот, наиболее позитивные сдвиги опрашиваемые отмечали, когда говорили о покупке одежды. Если в 1995 году на одежду не хватало денег почти у 60% граждан, то в 2006‑м – только у четверти населения.
Без фанатизма
"Я умею читать состав, дату и калорийность продуктов на упаковках, но уже который год пытаюсь приучить себя смотреть на ценники", – признается столичный фотограф Ирина под ником jlike, автор украинского проекта экономии spend_less. Директор Центра экономического развития Александр Пасхавер уверен, что для людей со средним достатком привычка тратить больше, чем зарабатываешь, – катастрофа. "Уловки и хитрости вроде доступных кредитов и рекламы у нас принято называть красивым словом "разнообразие", – улыбается г-н Пасхавер. – Выход один – научиться ограничивать себя, но это сложная интеллектуальная работа". Среди сверхпотребителей много людей среднего возраста, рожденных в эпоху тотального дефицита, отмечает он. "Мы жили при социализме, где нас принудительно лишали потребительских возможностей, отсюда – нехватка навыков обращения с деньгами, – утверждает эксперт. – Современные украинцы – первое поколение людей, которым дали в руки деньги".
Небогатые люди на дорогих автомобилях – такой контраст типичен для украинского общества.
– Как‑то за ужином в ресторане я пытался объяснить этот парадокс итальянским коллегам, которые приезжали в Киев, – вспоминает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. – Когда наступает кризис, резко возрастает расточительность: неуверенность в будущем толкает людей тратить сегодня, не дожидаясь завтрашнего дня. В постсоветских странах положение усугубляет память о былых финансовых потрясениях – обесценивании денег при Союзе, финансовых пирамидах в начале 90‑х и гиперинфляции.
По словам психолога Натальи Трушиной, окружая себя вещами, люди ищут удовольствие нередко на рефлекторном уровне. Ученые доказали, что на формирование любой привычки требуется три недели. "За это время можно выработать навык тратить рационально, а полное избавление от страсти к приобретательству наступит в течение полугода", – утверждает г-жа Трушина.
Участники украинского эксперимента намерены продержаться месяц. Первая победа на страницах spend_less уже произошла.
– В магазине я НЕ купила носки. Взяла с полки две пары, положила обратно, ведь дома носки есть, просто надо их найти, – делится радостью организатор эксперимента Ирина. – Речь идет даже не об экономии средств, а об экономии пространства вокруг себя. Часть вещей лежит в отдельной комнате, ты заходишь туда раз в две недели, выуживаешь что‑то нужное, оглядываешься на остальную гору и думаешь, куда ее деть. Поэтому решила воспользоваться сообществами, где принимают или отдают вещи даром.
На диете
О чем пишут в блогах участники антипотребительских проектов в США и Украине
Проект The Great American Apparel Diet
Задача: ничего не покупать в течение месяца
Кристина, 36 лет, адвокат, Вашингтон
Как мне в ЭТОМ выйти из дома? Вот первая моя мысль и главный страх. Обычно к обеду я уже ненавижу то, что надела утром, и чтобы как‑то это заглушить, хочу срочно купить что‑то новое. Этот опыт – первая попытка научиться удовлетворяться тем, что уже есть.
Драгана Стойкович, 25 лет, Италия
Я не могу прекратить покупать. Живу одна, и у меня уйма свободного времени. Ежедневное занятие – походы в Zara или H&M. Мало того, что там все такое яркое и блестящее, так еще и дешевое.
Проект "Шесть вещей или меньше" (США)
Алекс, Нью-Йорк, программист
Сегодня 29 июня, и я, как и все, страдаю от жары. Но в моем гардеробе нет шортов, и я покорно влезаю все в те же синие джинсы. Единственное, что я себе прощаю в связи с жарой, – это галстук. Могу его надеть разве что вечером.
Эдди, 22 года, PR-менеджер, Милуоки
До конца эксперимента осталось пара дней, а у меня уже нет сил продолжать. Восторг от легкости и свободы выбора куда‑то испарился. Мне так скучно смотреть на эти несчастные 6 вещей, что даже нет настроения вставать с постели. Останусь лежать в пижаме. Хоть какое‑то разнообразие.
Проект Downsize (США)
Задача: сократить число используемых предметов быта до 100
Тамми Стробл, веб-дизайнер
Я веду теперь более простой образ жизни. Работаю неполный день, провожу больше времени на воздухе, помогаю благотворительным организациям. Мой муж пишет научную работу. Все это было бы невозможным, если бы я продолжала владеть двумя автомобилями, большой квартирой, заполненной доверху всякими вещами, и обзавелась бы кредитом на 30 тысяч долларов.
Сам себе эконом
Фокус испытал на себе разные виды потребительских диет. В течение трех недель каждый участник эксперимента ограничивал себя по основным статьям избыточного потребления
Несладкая жизнь
Игорь Тупикин, 39 лет
Семейное положение: разведен
Избыточное потребление: такси, одежда и кондитерские изделия
Цель эксперимента: больше ходить пешком, а также снимать стресс при помощи чего‑то более полезного, чем шопинг и сладости
Условия эксперимента: три недели не ездить на такси, ограничить потребление сладостей
Главные выводы. Продержался ровно два дня. На третий – ехал поздно вечером в такси и поедал из коробки любимое печенье "Сонет". Походы на работу и обратно пешком – это, конечно, замечательно, но отнимает время у сна. А поездки на общественном транспорте, если нет хорошего попутчика, - потеря не только времени, но и нервов. Что касается печенья, то ограничить себя все‑таки удалось. До ближайшего стресса. Если придется экономить деньги, то только не за счет времени.
6 вещей, и ни футболкой больше
Александра Бурд, 27 лет
Семейное положение: замужем, детей нет
Избыточное потребление: одежда и обувь, косметика, аксессуары
Цель эксперимента: научиться тратить не более пяти минут на выбор одежды по утрам
Условия эксперимента: в течение трех недель носила шесть предметов одежды, не считая белья и обуви, – джинсы с потертостями, два шерстяных кардигана, пиджак и два платья.
Главные выводы. Вопреки ожиданиям ни муж, ни коллеги не заметили изменений в моем внешнем виде. Единственная трудность – своевременная стирка и глажка, зато какая экономия времени по утрам! Оказывается, для жизни достаточно иметь полтора десятка базовых вещей и еще пару на выход. Этого хватает и для того, чтобы одежда сохраняла функции "переключателя" между разными социальными ролями человека – когда ты на работе, дома или на прогулке в лесу.
Развлечения в долг
Евгения Даниленко, 24 года
Семейное положение: не замужем, детей нет
Избыточное потребление: еда в кафе, такси, одежда
Цель эксперимента: научиться вписываться в ежемесячный бюджет
Условия эксперимента: три недели питаться дома
Главные выводы. Настоящая свобода приходит, когда не нужно сначала думать о том, где одолжить деньги, а затем – как их отдать. Вечера без походов в кафе – и в первую же неделю находится время на чтение давно отложенных книг, занятия иностранным языком. За три недели "жизни на зарплату" сэкономила около 40% месячного бюджета и впервые закончила месяц без долгов.
Время дороже
Екатерина Шаповал, 33 года
Семейное положение: замужем, воспитывает 4‑летнего Марка
Избыточное потребление: в погоне за экономией слишком много времени уходит на шопинг по выходным
Цель эксперимента: за счет более спокойного отношения к шопингу находить больше времени для общения с ребенком
Условия эксперимента: выходные проводить в семье, а не в магазинах
Главные выводы. Антипотребительство – это не экономия денег, а экономия времени, потраченного на поиск более выгодных покупок. Минуты и часы стоят пары лишних сотен гривен – в борьбе со сверхпотребительством начала тратить больше. Традиционные поездки выходного дня в гипермаркет, где можно сэкономить, отменяются. Продукты в магазине у дома обходятся на сотню гривен дороже, но на эти деньги я покупаю время для ребенка. А отправляясь в магазин, нужно планировать, сколько времени там проведешь.
Евгения Даниленко, Фокус