Мутная поляна. В украинском прокате фильм "Последнее воскресенье"

"Ю лав ми, Левушка? – Оф коз, ай ду", – сквозь русский дубляж пробивается аутентичный диалог графа и графини Толстых в Ясной Поляне. В украинский прокат вышел фильм Майкла Хоффмана "Последнее воскресенье"

Related video

Не умри в 1910 году Лев Толстой от воспаления легких, топтать бы ему сейчас красные фестивальные дорожки и принимать призы за вклад в мировое киноискусство. Вклад, в самом деле, нешуточный. Только "Анну Каренину" экранизировали не менее двадцати раз, а в главной роли отметился весь цвет мирового кинематографа – от Греты Гарбо и Вивьен Ли до Жаклин Биссет и Софи Марсо.

Не менее интересна для киношников и биография классика. Каждый период жизни "матерого человечища", подробно описанный в дневниках, – готовый сценарий. Причем на любой вкус и в любом жанре: от боевика до роуд-муви и мистики.

Создателей "Последнего воскресенья" заинтересовала мелодрама. Первая скрипка в ней была отдана британской актрисе и внучке русского белогвардейца Хелен Миррен ("Повар, вор, его жена и ее любовник", "Королева", "РЭД"), сыгравшей графиню Толстую – образованную, неистовую, изощренную в любви и мести. И при этом ослепительно красивую даже в свои сто с небольшим.

Классик вскладчину

В создании фильма о последнем годе жизни и обстоятельствах смерти Льва Толстого поучаствовали Германия, Россия и Великобритания. Немецкая доля в этой концессии – значительная часть бюджета картины (8 из $ 18 млн.) и места для натурных съемок. Снимать кино о русском классике в России оказалось накладно, поэтому пришлось довольствоваться пейзажами Саксонии и Тюрингии, тщательно загримированными под российскую среднюю полосу. Британии картина обязана превосходным актерским составом, а отчасти и режиссером. Американец Майкл Хоффман ("Сон в летнюю ночь", "Один прекрасный день") учился в Оксфорде, и его манера снимать гораздо ближе к добротному британскому кинематографу, чем к голливудской традиции. От России картина получила саундтрек питерского композитора Сергея Евтушенко, консультации потомков Толстого, а также сопродюсера ленты Андрона Кончаловского, который, как выяснилось, не хуже своего брата Никиты Михалкова знает, как правильно продать родину и получить свою долю.

Любопытно, что сняться в фильме по роману Джея Парини "Последняя станция" (1989) в разное время изъявляли желание Энтони Куин, Мэрил Стрип и Энтони Хопкинс, однако им помешали всевозможные обстоятельства. Тем не менее с актерским составом Хоффман не прогадал. В 2010 году картина получила по две номинации на "Оскар" и "Золотой глобус": Хелен Миррен как исполнительница лучшей женской роли, а Кристофер Пламмер, сыгравший Льва Толстого, за лучшую мужскую роль второго плана.

Курочка и петушок

Несмотря на то, что в "Последнем воскресеньи" все сюжетные круги расходятся от Толстого, эту роль выигрышной не назовешь. Наряженный в белую бороду и одежду в стиле рашн кантри, Пламмер весь фильм тяжело ступает, смотрит на окружающий мир добрыми усталыми глазами и терпеливо пытается помирить претендентов на собственный копирайт. В такой интерпретации он больше похож на Гэндальфа в Хоббитании, чем на Толстого в Ясной Поляне. Кротким нравом граф не отличался даже перед смертью, о чем свидетельствуют многочисленные источники. Впрочем, строгое следование исторической правде не является гарантией хорошего кино. Беда в другом: такой супруг в подметки не годится сверх всякой меры харизматичной Софье Андреевне. Из актерской команды принять вызов Хелен Мирррен оказалось по зубам только Джеймсу Макэвою (фавн Тумнус из первой части "Хроник Нарнии"), сыгравшему Валентина Булгакова – не по годам непорочного секретаря Толстого. Он противопоставил мощной старухе фонтан обаяния и юношеской непосредственности, благодаря чему смог удержаться в кадре и не выглядеть статистом.

Несмотря на все старания Миррен напустить психологизма, фильм вышел кассовым и соответствующим стандартам масскульта. Пасторальная картинка, умеренное количество крупных планов, красивые интерьеры графской усадьбы, элегантные наряды Софьи Андреевны. Из этого же ряда наживок конопатая Маша (Анна-Мари Дафф), молодая и эмансипированная пассия Булгакова. Ее появление в фильме – дань основному закону коммерческого кино, вменяющему обязательный секс между героями. Кстати, Хоффман идет еще дальше, не останавливаясь даже перед эротической сценой, кощунственной для всякого патриота земли русской. Той, где граф на время забывает о том, что он "зеркало революции" и начинает кукарекать в ответ на зов супруги: "Я все еще твоя маленькая курочка. А ты все еще мой могучий петушок". По-видимому, таким образом западному зрителю объясняется наличие в семье Толстых 13 детей.

Russian style

"Если вам надо снять кино о жизни индейцев и показать его эскимосам, к черту нюансы. Играйте на стереотипах – ваши индейцы обязаны жить в вигваме, ненавидеть бледнолицых и курить трубку мира", – как‑то поделился секретом успеха известный голливудский продюсер Роберт Косберг. Судя по всему, создатели "Последнего воскресенья" восприняли этот совет буквально. Западный зритель, на которого в первую очередь рассчитано это кино, получил полный набор обязательных штампов а-ля рюсс. Березки, самовар, нивы бескрайние, чай из подстаканников, не хватает, правда, пьяных мужиков и оргии на конюшне. Впрочем, чего нет, того нет – напротив, от сцен крестьянского быта в Ясной Поляне тянет благостностью. Крестьянки старательно щиплют дебелых выставочных кур, зеленые поля утыканы стройными косарями, явно прошедшими подготовку в фитнес-клубах. Умиляет сцена общения Толстого с крестьянскими детьми. Они дарят графу свежесорванные подсолнухи, а взамен получают его фото. Следующая сцена тоже в десятку. Граф подписывает бумаги о передаче авторских прав в общественную собственность все в той же березовой роще – где же еще в России можно спокойно оформить завещание.

Без этого, ясный пень, никак. Психологизм в отношениях супругов Толстых и мутные идейные конфликты между толстовцами всех мастей необходимо же было чем‑то уравновешивать – чтобы зритель не разбежался. Хотели как лучше, а получились вариации на тему литературных анекдотов Хармса: "Лев Толстой очень любил детей, и все ему было мало. Приведет полную комнату, шагу ступить негде, а он все кричит: "Еще! Еще!".

Михаил Кригель, Фокус

$18 млн. — бюджет фильма "Последнее воскресенье". К началу проката картины в России и странах СНГ кассовые сборы составили около $13 млн.