Что изменили проверки на дорогах

Шорох на дорогах страны длится с 10 января. Спецоперация ГАИ дает свои результаты: одни довольны, другие живы,  третьи протестуют

Прошлым субботним вечером харьковчанин Илья Камышан спешил домой. Выехал на встречную, и первые же фары, которые он увидел, были гаишные. В авто сидели киевские милиционеры, командированные в Харьков в рамках месячника по наведению порядка на дорогах.
– Я перестроился на свою полосу, гаишники развернулись, включили мигалки – и за мной, – вспоминает Илья. – Я, конечно, остановился. Они очень вежливо попросили водительские права, составили протокол и сказали заехать за правами в суд в понедельник.

В понедельник, по словам незадачливого автолюбителя, таких, как он, в суде набралось человек пятьдесят.
– Телевизионщики понаехали, я боялся, что устроят показательный процесс и вообще прав лишат, – рассказывает Илья. – Но обошлось. Все прошло достаточно быстро: заплатил 68 гривен штрафа и получил свои документы. Мне еще повезло: киевляне привезли в суд и протоколы, и права. А харьковские гаишники взяли с собой только протоколы и всем, кого задерживали, говорили заехать в течение недели за правами в областную милицию. Представляю, какие будут очереди!

"Мы его посадим"
– Это грубейшее нарушение, – утверждает замминистра внутренних дел Украины Александр Савченко. – Харьковские сотрудники ГАИ обязаны были прибыть в суд с правами.

Насколько вообще законны действия ГАИ? Ведь с 2001 г. автоинспекция вообще перестала отбирать права.
– Права не отбирают, а временно задерживают. И если задержали утром, то уже вечером они должны быть у хозяина, если он уплатит штраф. Это абсолютно законно, – генерал-лейтенант Савченко берет со стола несколько распечаток и подчеркивает некоторые места зеленым маркером. – Кодекс Украины об административных правонарушениях, редакция 2001 года. Статьи 260 и 266. Четко сказано: в определенных случаях за грубые нарушения позволяется временное изъятие документов. Да, там не сказано, что это водительские права, но мы можем трактовать именно так.

На вопрос Фокуса, почему же целых семь лет этого не происходило, генерал развел руками:
– Не знаю, самому непонятно, честное слово. Мы поняли, что с проблемой нарушений правил дорожного движения, а она просто громадная, надо что-то делать. Сели, посмотрели документы, и случайно выяснилось, что рычаги воздействия есть.

Спецоперация началась с издания 8 января внутреннего распоряжения министра Юрия Луценко. К наведению порядка приступили два дня спустя; экстренные мероприятия будут продолжаться до 10 февраля. Чтобы исключить кумовство и телефонное право, проводится ротация кадров: группы сотрудников ГАИ от 15 до 30 человек перебрасываются, например, из Киева во Львов, из Донецка в Сумы и так далее.
– За первую неделю выявлено 40 тысяч нарушителей, – свидетельствует Александр Савченко. – 37 тысяч дел передано в суд. За 18 дней задержано около 10 тысяч пьяных за рулем. Если за соответствующий период прошлого года в ДТП погибло 320 человек, то сейчас – на 170 меньше. Есть, конечно, перегибы, люди на местах стараются выслужиться, "сделать цифру". К примеру, за неделю в Донецке выписаны штрафы двум с половиной тысячам человек, но в суде приняли к рассмотрению только 40% дел. В 300 случаях из них права изъяли на срок до полугода.

– Временное задержание прав – прекраснейшая почва для "карманных штрафов", не считаете?
– Не буду говорить, что в нашей коррумпированной стране этого не будет. Сказать, что мы не позволим этого делать, так люди смеяться будут. Скажу так: если сержант получит от какого-нибудь пьяницы 300 долларов и принесет в дом копейку, я за него по-человечески буду только рад. Но если этот сержант попадется, мы его посадим, – утверждает Александр Савченко.

Впечатленные
По словам начальника департамента ГАИ МВД Украины Сергея Коломийца, к мерам по задержанию прав автоинспекцию вынудила ужасающая статистика ДТП:
– С 1995-го по 2001 год ежегодная смертность на дорогах снизилась с 7,5 до 5,5 тыс. человек. Но с 2001 года, когда из всех санкций только и осталось составление протокола и передача его в суд, за четыре года смертность вернулась к прежнему уровню. А в прошлом году и вовсе произошел ее резкий скачок – до 9,5 тыс.

В МВД собираются действовать решительно и после 10 февраля, когда месячник закончится. Порядок и дальше будут наводить, задерживая права. Как считает Сергей Коломиец, это единственный способ решить проблему.

Пока милиция действует в рамках внутреннего распоряжения, но в Верховной Раде уже ждет своего часа законопроект, значительно повышающий штрафы. Например, за вождение в нетрезвом виде – от 1360 до 1700 грн. или два года без прав. Предполагается, что часть поступлений от штрафов будет оставаться на местах, а не полностью уходить в госбюджет, как сейчас.

Кроме того, в департаменте ГАИ созрела идея создания групп оперативного реагирования, которые будут патрулировать самые проблемные районы: в выходные дни – выезды из города, на праздники – места массовых гуляний и т. д. Общая численность групп составит 1,5 тыс. человек, всего будет 400 экипажей, вооруженных системами видеозаписи. По словам Сергея Коломийца, в ГАИ готовы создать элитное подразделение хоть завтра – были бы деньги.

Операция Юрия Луценко "Порядок на дорогах" по резонансу не уступает операции Юлии Тимошенко "Возврат денег вкладчикам": радикальные действия автоинспекции активно обсуждаются всеми, даже пешеходами, которые заметили – лихачей на дорогах поубавилось. Жесткость инспекторов одобряют и сами водители, точнее, те из них, кто не имеет привычки нарушать правила и утомлен дорожной анархией.
– Все, кто с пеной у рта доказывает, что ГАИ не вправе отбирать права, не могут понять простой истины: чтобы такого не случилось, надо всего лишь не нарушать. Тогда и с правами, и с нервами все будет в порядке, – говорит киевский автолюбитель Андрей Шадрин.

Артур Оруджалиев, еще один водитель, считает, что спецоперация ГАИ – эффективный способ борьбы с автомобильными заторами:
– Опасаясь наказания, водители стали меньше нарушать, реже попадать в аварии, а в результате и пробок стало меньше.

Права и право
Впрочем, громче всех выступают наказанные. Жалуются они, как правило, на несправедливость инспекторов: мол, составляя протокол, гаишники обязательно напишут, что нарушение повлекло за собой создание аварийной ситуации, даже если ничего подобного не было.
– Желание ГАИ навести порядок, конечно, похвально. Но ведь нарушения часто случаются не по вине водителей: на дорогах ямы, из-за этого приходится выезжать на встречную полосу. Бывает, что два дорожных знака противоречат друг другу или вообще спрятаны за рекламными щитами. Кроме прочего, в Киеве можно оказаться во дворе с "кирпичом" на единственном выезде, – возмущается таксист Кирилл, лишенный прав за превышение скорости.

Именно изъятие прав вызывает наибольшее водительское негодование. И, по мнению адвоката Вадима Володарского, такие действия ГАИ неправомерны.
– Та часть статьи 265-й КоАП, которая давала право сотрудникам ГАИ изымать водительские удостоверения при оформлении протокола об административном правонарушении, давно исключена, – говорит юрист.

Оказавшемуся в суде водителю г-н Володарский советует не бездействовать в очереди, а подготовить ходатайство о переносе рассмотрения дела и проследить, чтобы оно было зарегистрировано. Если же водитель не признает своей вины, ему следует подать ходатайство о закрытии дела в связи с отсутствием состава правонарушения.
– Если у судьи нет набора таких документов, дело просто невозможно будет рассмотреть немедленно, как и вынести решение, не разбираясь, – уверяет адвокат.

По его словам, рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, можно лишь в случае его уведомления о дате, причем, если нет ходатайства о переносе. Но если такое ходатайство имеется, рассматривать дело нельзя.

Говоря о спецоперации ГАИ в целом, адвокат высказывает такое мнение: если МВД добивается ужестожения санкций за нарушения и намерено расширить свои полномочия, ожидая принятия соответствующего закона, то министерские специалисты допустили тактическую ошибку, начав свою "акцию" до изменения законодательства.
– Сегодня ГАИ доказала на практике, что может злоупотреблять имеющимися у нее полномочиями, – резюмирует г-н Володарский, – а значит, ничто не помешает инспекторам злоупотреблять и новыми полномочиями.

Что изменили проверки на дорогахДинамика ДТП с потерпевшими по областям Украины. Сравнение с первыми 15 днями 2007 года

Источник: Департамент ГАИ МВД Украины