Надуть жабу. Можно ли избавиться от зависти?
Если знакомство с жабой неизбежно, то держать ее в качестве домашнего животного не стоит – она задавит каждого, кто ее приютит. Но при умелом обращении это земноводное может оказаться даже полезным. Фокус препарирует зависть
Появившись, она прочно вцепляется в горло. Избавиться от нее так же сложно, как и никогда с ней не встретиться. Что такое зависть? По словам психологов, каждый это отлично знает. "Если человек говорит, что никогда не завидует, то он, как минимум, лукавит, – констатирует занимающийся частной практикой киевский гештальт-терапевт Ирина Кадомцева. – Близкое знакомство с этим чувством водят как истинные неудачники, так и те, кто успешен и независим".
Преуспевающая деловая женщина, тридцатилетняя Анна недавно была на встрече выпускников.
– Я долго училась и работала за границей, поэтому потеряла связи со школьными друзьями, а тут встретила свою подругу, с которой общалась все детские годы, – рассказывает она. – Выяснила, что та звезд с неба в карьерных делах не хватает, зато успела выйти замуж и родить двоих детей. Я почувствовала, что все мои достижения в одночасье потеряли вес и в глазах моих одноклассников я – полная неудачница.
Завидная опасность
По словам психолога Ирины Кадомцевой, общественные стереотипы могут стать движущей силой зависти в первую очередь.
– Человек – существо социальное; он не может жить, не сверяя свои действия с мнением других – утверждает специалист. – И то, что Анна ощутила свою неполноценность по сравнению с "более успешной" подругой, вполне нормально в данной ситуации. Но нужно суметь справиться с таким чувством, потому что оно может быть исключительно опасным.
Зависть рождается, когда кто-то начинает сравнивать себя с другими и расставлять на лестнице успеха. И если ты гордо возвышаешься над одними, всегда найдутся те, кто возвышается над тобой. С детства родители ставят нам кого-то в пример, показывая, что этот человек лучше. Или наоборот – возвеличивают нас самих над другими.
– Свободный человек сравнивает себя только с самим собой – вчерашним или завтрашним, – утверждает другой столичный психолог Алевтина Шевченко.
По ее словам, зависть – одна из форм агрессии, которую человек направляет и на других, и на самого себя.
– Это некая комбинация страха быть хуже кого-то и чувства собственной неполноценности, – объясняет г-жа Шевченко, которая считает, что часто завидуют неосознанно: мало кто готов признаться себе в таких эмоциях.
– Только очень смелые и откровенные люди могут сказать себе: да, я завидую, – продолжает Алевтина Шевченко. – Но не стоит ни бояться, ни стесняться этого чувства: оно так же нормально, как ощущение страха или гнева.
Черная или белая?
Религия клеймит завистников и называет зависть одним из смертных грехов. Впрочем, зависть принято подразделять на черную и белую: считается, будто бы только черная зависть порождает ненависть к ее объекту, а белая, наоборот, безобидна и невинна. Психологи же уверяют, что чувство зависти, как и любое другое, совершенно нейтрально. А цвет зависит от того, как человек будет действовать под влиянием зависти, если, конечно, позволит ей влиять.
– Нужно уметь спросить себя: чтобы иметь то, что имеет человек, которому ты завидуешь, готов ли ты делать то, что делает он? – говорит Ирина Кадомцева.
На этот вопрос Анна из нашего примера ответила отрицательно:
– Когда я подумала о том, как проходит жизнь моей подруги, о том, чем она занимается целыми днями, я поняла, что все это не для меня. Я сама выбрала свою жизнь – командировки, работа, бойфренд, друзья.
Одна зависть порождает другую, и из такой карусели выбраться сложно. Завидуя, человек становится в оборонную позицию, пытаясь заставить других завидовать себе и, таким образом, получить компенсацию.
Руководитель рекламного агентства Сергей Федоров (28 лет) утверждает, что завидовать его заставил друг – бедный неудачливый писатель.
– Он постоянно описывал свою жизнь с таким надрывом, с таким драматизмом! И создавалось впечатление, что моя – просто пустышка, – вспоминает Сергей.
Этот друг создал образ "богемной и свободной бедности", которая взывала к романтическим чувствам и вовсю грызла успешного менеджера.
– Мне стало казаться, что я гонюсь за банальными доходами, тогда как есть другие, более важные вещи, и в таком вот порыве я чуть не бросил весь свой бизнес.
Остановило Сергея осознание того, что его друг завидует ему ничуть не меньше:
– Он заработал немного денег и стал хвастаться новой машиной, поездкой в Турцию и прочими вещами, которые раньше называл не иначе как мещанскими.
Основной инстинкт
Главная опасность зависти в том, что она может увести нас далеко от наших истинных целей и желаний.
– Видя живой пример, как ему кажется, успеха, человек может начать слепо стремиться к нему, хотя его личный путь – совсем в противоположную сторону, – рассуждает Алевтина Шевченко.
Поэтому, прежде чем начать действовать по указке эмоций, нужно задать себе еще один вопрос: а действительно ли я хочу того, к чему думаю стремиться? И что будет, когда я утру им всем нос? Психологи советуют представлять себе, что объект зависти никогда не увидит твоего успеха. Вполне возможно, что зависть при этом несложном упражнении начнет иссякать.
– Когда я поймала себя на том, что отчаянно завидую бывшей однокласснице, я пришла домой и стала вспоминать несколько прошлых лет своей жизни. Путешествия, люди, которых я встретила, мои друзья, мои влюбленности. Я поняла, что все это имеет для меня огромную ценность, и я не отдала бы это ни за какие коврижки, – смеется Анна.
– Лучшее противоядие зависти – благодарность, – говорит Алевтина Шевченко. – Умение остановиться и сказать судьбе "мерси боку" тоже помогает выскользнуть из жабьих лап.
Но избавляться от зависти совсем и навсегда не стоит: зависть часто работает как двигатель прогресса.
– Она лежит в основе любой конкуренции и любого стремления, – говорит Ирина Кадомцева.
Так что на самом деле зависть – основной инстинкт.
Мы хотим то, что уже есть у кого-то, и поэтому просыпаемся утром и куда-то идем, чтобы в конце концов это получить.