Бэби-бум. Украинцы обзаводятся детьми
Украинцы рожают детей, однако в целом население страны не прибывает. Жизнеутверждающий плач чаще слышен в семьях среднего класса
Женщин в положении и мамаш с колясками встречается все больше, причем не только в столице. По данным органов регистрации актов гражданского состояния при Минюсте Украины, в третьем квартале прошлого года у нас впервые с 90-х годов рождаемость превысила смертность. Правда, кроме богатого Киева, случилось это лишь в нескольких центральных и западных областях. Но факт остается фактом: украинцы обзаводятся детьми.
Студентка, футболистка и другие
Тесная кухня столичной хрущевки; на столе – кофе и оладьи с абрикосовым джемом.
– Только что с плиты, – предлагает угощение 20-летняя киевлянка Наталья Голикова, ласково поглаживая округлившийся животик.
Эта грезившая независимостью и карьерой студентка журфака признается, что в ближайшие лет десять дети в ее планы не входили. Красная полоска теста на беременность вызвала хоть и не панику, но смутные сомнения. Дилемму разрешил муж Антон, категорично заявивший: рожать!
– Конечно, с финансовой точки зрения, заводить детей весьма невыгодно, – рассуждает Наташа, уплетая варенье с соленым огурцом. – И многие мои знакомые этого боятся. Государственной помощи маловато, тем более что дают ее частями. Мы с Антоном прикинули: нормальная детская коляска стоит 3000 грн. Кроватка – еще тысяча-полторы. Не говорю об остальном. Порой даже думать страшно, как будем крутиться: я не работаю, а у мужа зарплата $400–450 в месяц. Но в женской консультации я видела женщин, мягко говоря, невысокого достатка, зато с такой радостью в глазах!
Другой дом и другая молодая женщина. Экономист Алена Монарева помешивает кашку для полуторагодовалой Полины:
– Наша доченька не просто запланированная – выстраданная. С мужем мы как-то очень быстро решили, что хотим детей. Первые полгода мне никак не удавалось забеременеть, а потом случилась беда – я потеряла первенца, не доносив несколько месяцев. Так что рождение Полишки стало для нас настоящим подарком.
Денег на свою малышку Алена с супругом не жалеют.
– Рома – футболист, сейчас он играет за клуб "Шинник" в Ярославле. Так что в средствах мы не стеснены, хотя расходы на ребенка действительно приличные.
О государственной помощи молодая мама слышала, однако законные тысячи не получила.
– Не смешите, – машет рукой Алена. – Чтобы выбить эти деньги, нужно собрать кипу документов, написать массу заявлений. Мне и без этого есть чем заняться.
Останавливаться на одном ребенке Алена не собирается. Мол, пусть подрастет немного – родим и братика, и сестричку.
С тем, что роды – это не только счастье материнства, но и боль, кровь, разрывы, послеродовые осложнения и крест на блестящей карьере, Алена не согласна. Она уверена: рожать – вот истинное предназначение женщины. Ее состоятельные и успешные подруги вполне разделяют такие жизненные принципы. Среди Алениных знакомых – настоящий бэби-бум.
В семье Яны и Владимира Бережных пополнение ожидается через несколько месяцев. Рождение ребенка откладывали четыре года.
– Хотели встать на ноги, купить собственное жилье, – говорит Яна. – Сейчас, когда жизнь наладилась, рожать уже не страшно. Ходим на курсы для будущих мам, читаем соответствующую литературу и разговариваем с малышом. Одного ребенка, конечно, мало. Мы с Вовой планируем как минимум троих.
Мама двухлетнего Кирилла Ирина Загура ждет двойню. Отважиться на троих детей было непросто. Впрочем, они с мужем неплохо зарабатывают, да и родственники всегда готовы помочь. Первоочередная проблема для этого семейства – коляска. Дело не в деньгах: ее просто нет. Как оказалось, специальные модели для близнецов – дефицит. Ира возится с сынишкой, следит за питанием и регулярно занимается йогой. Ей некогда сожалеть о том, что на пике карьерного взлета пришлось уйти в декрет.
В браке и в безбрачии
Молодые матери становятся социальной "кастой", такой же престижной, как некогда деловые женщины. Они общаются на форумах, создают клубы по интересам и даже соглашаются на роль домохозяйки, если позволяет материальное положение. А главное – женщины решаются не только на одного ребенка. Но нация все-таки стареет.
– То, что рожают в основном люди состоятельные, – скорее созданный СМИ стереотип, – считает Лидия Смола, директор Государственного института развития семьи и молодежи. – По статистике, в хорошо обеспеченных семьях не бывает более одного-двух наследников. Да и богатых людей в стране насчитывается всего 1%. С другой стороны, есть примеры многодетных семей Виктора Ющенко, Петра Порошенко, но это явление немассовое. Согласно нашим опросам, подавляющее большинство молодых пар хотели бы иметь не менее двух детей, но желаемое, как правило, расходится с действительным.
Для жителей мегаполисов нормой остается один ребенок. Многодетных семей традиционно больше в сельской местности, но отнюдь не из-за материального благополучия: все дело в консервативном взгляде на семью.
По данным Государственного института развития семьи и молодежи, именно семью 90% украинцев в возрасте от 14 до 35 лет относят к главным жизненным ценностям. И только 3% супружеских пар считают, что дети им в принципе не нужны. При этом каждый пятый ребенок в стране рождается вне официального брака.
– Свою социальную задачу я выполнила: ребенка родила, – говорит частный предприниматель Светлана Джораева. – Теперь у меня есть самый любимый мужчина: мой сын, который ни в чем не нуждается. Найти супруга, равного мне по материальному положению, я вряд ли смогу, а нахлебник мне не нужен.
Для женщин менее состоятельных и самостоятельных дополнительным стимулом рожать, по мнению правительства, должны стать новые государственные пособия. С января этого года за рождение первого ребенка обещают выплачивать 12 000 грн., второго – 25 000 грн., третьего и последующих – 50 000 грн.
– В последние годы рожениц стало больше, но, как показывает опыт, на социальные выплаты они не особенно рассчитывают, – говорит Людмила Шипицина, врач-акушер киевского роддома №3.
Число новорожденных на 1000 человек населения Украины
Источники: ukr-tur.narod.ru; www.ukrstat.gov.ua
Страна в положении
– Ни одной свободной минуты на себя, все время с детьми, – почти с удовольствием говорит Татьяна Иванцова, повторяя все тот же любимый жест будущих матерей – гладя себя по уже довольно большому животу. У нее двое мальчишек, и она ждет пополнения. "Где двое, там и трое", – любят повторять в этой семье. То, что за третьего малыша государство заплатит им 50 тыс. грн., стало приятной неожиданностью. Молодая пара уверена, что с поддержкой государства все больше семей задумаются о потомстве.
– Если бы семья Иванцовых была типичным примером, тогда бы мы могли рассуждать о бэби-буме, – с нескрываемым скепсисом говорит доктор экономических наук Ирина Курило, завотделом качества демографических процессов Института демографии и социальных исследований НАН Украины.
– В советское время, особенно в 80-е годы, суммарный показатель рождаемости, то есть количество детей на женщину детородного возраста, был около 2,4. Сейчас же этот показатель в Украине составляет 1,3, – подчеркивает специалист.
Для того чтобы население просто воспроизводилось, этот параметр должен составлять не менее 2.
То, что рожать сейчас стали больше, Ирина Курило объясняет тремя факторами. Государственная поддержка в этой тройке – на последнем месте по значимости.
– Безусловно, стабильность в обществе и материальная помощь государства влияют на прирост населения, – говорит демограф. – Но есть и другие объяснения. Во-первых, в начале 80-х годов увеличению рождаемости способствовали мероприятия в области социально-демографической политики. Прежде всего это предоставление оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком с сохранением места работы. И вот те, кто родился тогда, сейчас входят в период репродуктивного возраста: в ближайшие годы они будут активно рожать. Второй фактор – реализация так называемых отложенных рождений. Кто хотел родить, но не решался сделать это в трудные времена, обзаводятся детьми сейчас.
По мнению доктора наук, еще долгое время третий малыш в украинских семьях будет роскошью, прежде чем станет традицией. Серьезно повлиять на это не смогут даже государственные дотации, хотя, безусловно, найдутся семьи, желающие решить свои финансовые проблемы таким образом.
Социологи предупреждают: есть вероятность того, что с ростом госпомощи увеличится и количество обездоленных детей. Для многих неблагополучных семей детские пособия – единственный заработок.
Кандидат социологических наук из того же Института демографии Светлана Аксенова считает, что финансовая поддержка молодых семей и более-менее стабильное экономическое положение страны ситуацию не исправят. Ведь низкая рождаемость и сокращение численности населения характерны для большинства развитых стран. Так, в Германии на одну женщину приходится в среднем 1,4 ребенка, в Японии – 1,23.
– Вот если у нас существенно подешевеют кредиты на жилье и вырастут зарплаты, тогда можно будет говорить о бэби-буме, – считает Светлана Аксенова. – А пока властям нужно задуматься о том, как культивировать институт семьи.
Дети того стоят
Анна Суржик, 29 лет.Светлана Клименко, 32 года.
Работает экономистом в строительной компании, муж занят бизнесом. Максиму одиннадцать с половиной месяцев. "Траты начались при определении беременности: на это ушло 250 грн. Разного рода анализы во время беременности – от 80 до 150 грн. Сами роды в отдельной палате киевского роддома – $1000. За коляску заплатили 3 тыс. 600 грн., 1500 – за кроватку. В неделю на малыша уходит 250 грн., это если нет серьезных покупок. Важно, что у нас собственное жилье и машина. Я начала работать уже через 5 месяцев после родов. Услуги няни обходятся в $500 в месяц".
Елена Беляева, 34 года.
Галина Скляревская,