Любовь с первого клика. Фанаты брендов в Украине

Яблочники, гуглеры, никонисты – это не новые профессии и не обидные клички. Как говорят сами обладатели упомянутых титулов, это диагнозы

Related video

25-летняя Наталья Дикая называет историю своего знакомства с фотоаппаратом историей любви. "Я познакомилась с никонистом и полюбила их обоих – его и камеру. Поэтому изменила своему бывшему аппарату – до того была кэнонисткой". Оценить масштаб этой измены могут только фанаты камер Canon и Nikon, чей антагонизм хорошо известен.

В руках фанатов, техника становится фетишем. В борьбе за лидерство любимого гаджета или программного обеспечения они охотно объединяются в фан-клубы. Глобальные сообщества гаджетоманов определяют тренды и с легкостью выбрасывают на свалку истории не одобренные новинки. Участников таких сообществ отличает идеология, стиль жизни и даже характер.

Комьюнити как образ жизни

По словам маркетологов, сообщества пользователей помогают производителю удержать старых и приобрести новых постоянных потребителей. Поэтому официальные представительства активно помогают так называемым бренд-комьюнити. При этом все остаются довольны: веб-сайты брендов получают бесплатные базы данных пользователей и контент, а потребители находят новых сторонников.

О развитии таких комьюнити говорит и создатель портала о технике и технологиях Gagadget Павел Урусов. Правда, по его словам, украинские сообщества сложно отделить от российских – в интернете границ нет, а российские клубы больше и поэтому притягивают украинских пользователей.

Фан-активность украинцев зависит и от вида техники. "Я с трудом могу представить, например, клуб пользователей холодильников или стиральных машин. Зато группы, посвященные продукции крупных производителей фототехники (Nikon, Canon, Pentax, Sony, Minolta), пользователей Google, Microsoft и Apple однозначно популярны", – говорит Павел Урусов.

Гаджеты, нафаршированные программами и игровыми разработками, также традиционно привлекают внимание фан-юзеров. В том числе IT-разработчиков и начинающих программистов. Именно таких людей большинство в сообществе киевских любителей технологий Google – GTUG Центр. Впрочем, среди активных гуглеров немало и далеких от IT-сферы людей. Скульптор Владимир Иванов технологии называет своим хобби. Он одет в свитер с логотипом Google Chrome, в руках держит раскладку наклеек с продуктами компании, а во время разговора отвечает на сообщения в Gmail. Год назад Владимир создал киевскую GTUG (Google Technology User Groups), чтобы объединить гуглеров столицы. Сегодня они проводят регулярные встречи, соревнования, консультируют новичков и ездят по всему миру на съезды гугломанов. "У нас есть и студенты, и разработчики, и представители других профессий. Мы объединены интересом и общими взглядами", – говорит Владимир.

С идеи объединить вокруг себя единомышленников начинал и Александр Питерман, лидер интернет-сообщества пользователей iPhone и iPad в Украине. Он называет себя дальним родственником Стива Джобса и начинает каждое утро с iНовостей.

Александр пристрастился к "яблочной" компании студентом. "Во время летней работы в США купил свой первый iPhone, которых в Украине тогда было еще очень мало. А дальше, как говорят, подсел. Создал сайт, где активно пропагандировал Apple, регулярно отслеживал все новости компании. Мои подозрения о том, что я не один такой, подтвердились. Так начало формироваться сообщество украинских "яблочников", – вспоминает он.

И маководы, и гугломаны соглашаются с тем, что их увлечение неизлечимо. Они неохотно говорят о недостатках продуктов любимых компаний, зато горячо рассказывают о "братьях по разуму".

Комьюнити как идеология

Хотя комьюнити по интересам часто сравнивают с сектами, особых правил приема или посвящений в члены сообщества нет. Главное условие – активный и стабильный интерес к одному бренду.

"Я легко могу описать настоящего "яблочника", – говорит Александр Питерман. – Тут все просто: если у человека iPhone в кармане, iPad в сумке, а на столе – iMac или MacBook, то он уже в сообществе. Если вы встретились с другом и за пивом обсуждаете итоги конференции в Купертино (город, где находится штаб-квартира Apple. – Фокус) вместо результатов вчерашнего матча по футболу, – поздравляем, вы в сообществе. Может быть и так, что у тебя нет ничего из перечисленной выше техники, но каждый день ты начинаешь с новостей и слухов про Apple, всегда в курсе всех новинок "яблочной" компании – добро пожаловать в сообщество".

А вот на тематических встречах фотографов, по словам Натальи Дикой, собираются, чтобы блеснуть мастерством. "Хотя аппарат только средство, в душе хочется, чтобы все были никонистами, – подмечает она с улыбкой. – Я всегда смотрю, чем снимает фотограф. Если камерой Nikon, что-то екает. Это как в горном походе людей с рюкзаками встретить – сразу знакомишься, общаешься. Помимо воли симпатия возникает".

Советы техноманов зачастую играют решающую роль и при выборе техники. Одесситу Владимиру Колебиденко, долго выбиравшему фотокамеру, помогла определиться именно пропаганда никонистов. "Позиция свой-чужой чувствуется. Фотографы очень любят говорить о параметрах съемки. И порой демонстративно не хотят слушать о технике, которой не пользуются", – объясняет он.

Об особой философии излюбленной марки говорит и Владимир Иванов. "Дело, безусловно, не только в технологиях, но и в идеологии. Для нас Google – это стиль жизни, клуб и даже профсоюз. Гугломаны в основном веселые, жизнелюбивые люди. Потому что и сам Google дружелюбен к своим пользователям: предоставляет открытый доступ к кодам, его дизайн говорит о позитивной простоте. Не зря даже на главном офисе Google написано Don"t be evil (не будь злым), – рассказывает координатор GTUG.

А вот Microsoft больше усилий прилагает к привлечению в свое комьюнити профессионалов. Именно их большинство в украинском сообществе Microsoft. Это обусловлено и классическим имиджем бренда. Не даром во всех офисах Microsoft висит лозунг "Думай!".

Комьюнити как противостояние

Еще одной причиной, объединяющей пользователей, сами они называют конкуренцию. Чтобы доказать лидерство избранного бренда, фаны готовы на многое.

И хотя столь буйных противостояний, как у фанатов футбола, техноманы не устраивают, арсенал для борьбы тоже имеется. Специфический юмор, карикатуры, дебаты на форумах, навешивание ярлыков на пользователей-антагонистов. Пример тому – карикатура, облетевшая сеть в считанные дни. На ней пользователи самых популярных смартфонов изображены так, как они видят себя и конкурентов.

Заядлые техноманы всегда готовы похвастать любимой игрушкой и при каждом удобном случае поговорить о ней. Особенно о преимуществах.

"По сути, мы не чувствуем конкуренции. Nokia может выпустить 20 телефонов, каждый обозвать в средствах массовой информации "убийцей iPhone", но, простите, это лишь еще 20 поводов посмеяться. Можно упомянуть о молодой и перспективной операционной системе Google Android, но и здесь есть ряд замечаний от разработчиков по всему миру", – говорит Александр Питерман.

Фаны уверены в преимуществе своих кумиров: выказать сомнения – значит проявить слабость. Поэтому опасных конкурентов своей компании не видят и гуглеры. Так, Владимир Иванов уверен, что руководство Google немного кокетничает, называя серьезным противником поисковик Bing от Microsoft.

Соревнуются комьюнити и в тяжелом весе. Гугломаны устраивают для продвинутых единомышленников хакатоны (соревнования разработчиков, использующих инструменты Google), поклонники Microsoft собирают дружественных айтишников на конференции, фаны аппаратуры устраивают тест-драйвы для самых активных пользователей.

Несмотря на развитость технологий, человеческий фактор по-прежнему – главное. Возможно, в руках людей, устраивающих iВстречи, хакатоны, фотоклубы и форумы, будущее брендов и технологий.

Забытое новое

Многие устройства и сервисы, на которые сегодня молятся гаджетоманы, уже когда-то пытались завоевать благосклонность покупателей. Но рынок оказался к новинкам не готов

В помощь библиофилу
Американский изобретатель Томас Эдисон ещё в 1911 году заявил в интервью изданию Cosmopolitan, что в будущем книги в 40 тыс. страниц можно будет легко уместить на сделанных из никеля книжках толщиной 5 см и весом в полкилограмма. Ведь никель прекрасно впитывает чернила, а страницы из этого элемента, уверял Эдисон, не превысят тысячную долю сантиметра. Стоимость такого продукта, по его оценкам, будет составлять не более $2. И хотя никто за последние сто лет так и не взялся за изготовление книжки из никеля, книги, вмещающие десятки тысяч страниц, стали реальностью: электронные читалки по приемлемой цене может купить любой.
Есть контакт
Мобильный телефон в авто – банальная, обыденная вещь. Но не для 1913 года. Первопроходцем в вопросе оснащения машины связью стал американский изобретатель Хенсон, который в начале прошлого века делал звонки из автомобиля, оснащённого антеннами, на расстояние более 55 км.
Уже легенда
Прибор, ставший прародителем современных плееров, появился в 1955-м и выглядел как миниатюрный граммофон. Сколь долго могла играть такая мини-пластинка размером с циферблат наручных часов, история умалчивает. Скорее всего, недолго, но и этих нескольких минут вполне хватало, поскольку держать такой гаджет у самого уха длительное время было наверняка проблематично.
Всегда с тобой
В 1965 году компания Sony представила портативный телевизор с 4-дюймовым электронно-лучевым экраном. Цена гаджета составляла $200 (по нынешним временам эта сумма равнялась бы $1400). Телевизор можно было носить на ремешке. Прибор весил около 3 кг, так что человек с таким грузом на шее вряд ли чувствовал себя комфортно. Сегодня портативные телевизоры для автомобилей выпускает множество компаний.
Всё в цифре
Одна из первых цифровых камер – QuickTake от Apple тоже провалилась на рынке. Несмотря на довольно неплохое качество картинок для 1994 года – 0,3 мегапикселя, высокая цена в $600–750 и неготовность потребителей сделали своё дело: QuickTake на рынке не задержалась.
Фальстарт
Сервис, который предлагал беспроводной доступ в интернет, появился в 1994-м и назывался Ricochet. В то время, когда его в Калифорнии представила компания Metricom, во всемирной паутине находились единицы. Рикошету удалось собрать 51 тысячу подписчиков. В 2001 году компания обанкротилась.
Карманный помощник
Не сумели завоевать сердца пользователей первые мини-компьютеры и планшеты – Apple Newton и Psion. Последняя даже зарегистрировала слово netbook как торговую марку. Newton поступил в продажу в 1993-м. Благодаря большому сенсорному экрану, с его помощью можно было читать книги, редактировать документы и выходить в интернет. Среди недостатков – высокая цена (около $1000). За 10 лет до бума продажи нетбуков, к началу нулевых, компаниям пришлось снять модели с производства.
Семейство планшетников
У самой нашумевшей технической новинки 2010 года – планшетного компьютера iPad от компании Apple было немало предшественников. В 2003-м на выставке CeBit планшеты с сенсорным экраном представляли Siemens, Toshiba, Acer, HP-Compaq, Fujitsu и Viewsonic. В 2004-м на рынке появился Pepper Pad стоимостью $799, оснащённый Wi-Fi. Такие модели должны были отобрать у обычных компьютеров не менее 35% рынка. Но фурор произвёл среди любителей гаджетов только iPad.

Елена Сербинович, Фокус