Тайм-менеджмент. Интервью с Глебом Архангельским

Гуру тайм-менеджмента в странах СНГ Глеб Архангельский рассказал Фокусу о том, что такое счастье, и как его достичь, управляя временем

Related video

Действительно людям не хватает времени или это уловка, чтобы чувствовать себя более значимым, или, например, люди просто устают от неимоверного количества обязательств? Есть ли у вас собственная градация людей, кому не хватает времени?

Есть такая притча: некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом рубившего дерево совершенно тупым топором. Пот градом, щепки летят… Человек спросил его: "Уважаемый, почему бы вам не наточить свой топор?" "У меня нет времени точить топор – я должен рубить!" – ответил дровосек. Это стандартная практика – нет времени точить, надо рубить.

Так и среднестатистический руководитель – "зашивается" в делах, уходит с работы значительно позже разумного… и в этом смысле, действительно испытывает проблему нехватки времени. Но, начав применять простейшие тайм-менеджерские инструменты – ежедневник Глеба Архангельского, хорошо настроенный Outlook и т.п, находит до 2-3 часов дополнительного времени в день, за счет оптимизации привычных рабочих процессов.

Тайм-менеджмент - наука, зародившаяся в США, скажите, чем американский тайм-менеджмент отличается от постсоветского? Все-таки в нашей культуре нет такой уж четкой ориентации на личную эффективность и осознанное управление временем, что вы думаете по этому поводу?

Если говорить о советском периоде, еще в 1923 году в СССР была создана Лига "Время", распространявшая по всей стране технологии повышения личной и организационной эффективности. При этом деятели нашей отечественной научной организации труда обменивались идеями и опытом с такими известными западными практиками, как, например, Генри Форд, и теоретиками, как Гэлбрейт. Немало интересного было сделано и в послевоенное время. Вспомню, например, книгу Гавриила Попова "Техника личной работы", выдержавшую несколько переизданий и не потерявшую актуальности до сих пор.

Исходя из этого, идея, что управление временем – это что-то "не наше", это какое-то самозомбирование, которое мы зачем-то для себя придумали. Реальных оснований для него нет – управляли временем, и можем управлять, и должны управлять, если хотим чего-то достичь.

Чем ваша методика отличается от методики, к примеру, Стивена Кови? Что самое важное то, чему стоит учиться в управлении временем?

Мы выделяем в западном тайм-менеджменте два основных течения. Одно, назовем его условно "философским", к нему как раз относится Стивен Кови, серьезно разрабатывает вопрос целей, ценностей, жизненной миссии. Это чрезвычайно важные аспекты, не поняв их, планировать день или неделю бесполезно. Но у этой школы обычно меньше практических рекомендаций. "Осознай свои жизненные ценности и трать свое время в соответствии с ними" - отлично! Но что я для этого должен делать конкретно, каждое утро и каждый вечер?

Другое течение, яркий представитель которого – Дэвид Аллен и его система GTD (Getting Things Done), наоборот, очень практично и прикладно. "Заведи в блокноте или Outlook 17 коробочек; из коробочки номер 5 перекладывай дела в коробочку номер 8 по вечерам, а в коробочку номер 12 по утрам" и т.д. Но в какой-то момент задаешься вопросом – а зачем мне все эти коробочки, списки задач, планы на день / неделю / месяц? Действительно ли их заполнение сделает меня более счастливым?

Мы стараемся объединить философский и прикладной подходы. Каждая философская мысль имеет практическое воплощение. Например, "веди мемуарник – записывай каждый день главное событие дня, и ту жизненную ценность, которая в нем для тебя проявилась. В результате через некоторое время ты будешь лучше понимать свои ценности". И каждая практика, техника четко соотносится с тем, ради чего все, в конечном итоге, делается – возможностью прожить невосполнимое время своей жизни в соответствии с личными, родными, не навязанными целями и ценностями.

Как на, ваш взгляд, новые технологии и возможности влияют на ритм жизни? Есть ли рецепт того, как чувствовать себя комфортно в стремительно меняющемся мире?

Рецепт очень простой и состоит из двух частей. Философская – не нужно никуда торопиться, времени всем дано примерно одинаковое количество. Нужно потратить его с толком, чувством, расстановкой. Не пытаясь угнаться за всеми модами, новостями, трендами и т.д.

Вторая часть рецепта, практическая – нужно осознанно и тщательно инвестировать время в отдых. У меня есть на этот счет несколько правил, которых я стараюсь строго придерживаться и то же рекомендую другим. Уже года три как запретил себе работать по выходным. За редким исключением, и при таких исключениях потерянный выходной обязательно компенсируется отгулом в будний день. В год организую четыре отпуска: лето-зима – по две недели активного отдыха. Весна-осень – неделя, тут лучше просто погреться на солнышке. Естественно, в отпуске отключается телефон, не проверяется электронная почта. Полный внутренний покой, и никакой работы, служебных и деловых контактов.

На самом деле это технологии, позволяющие полноценно отдохнуть и поддерживать организм в нормальном рабочем состоянии в течение всего года. Кроме отпусков следует использовать и иные ресурсы разгрузки: баня, бассейн, лыжи, театр, живую классическую музыку и т.д., у каждого свое.

Каким навыкам стоит учить детей?

Всем тем же, что и взрослых. Тема детского ТМ чрезвычайно актуальна – загрузка у школьников очень высока, а простейших навыков целеполагания, планирования своего дня, правильного отдыха, в школе никто не дает. Последние несколько лет мы хорошо проработали тему ТМ для студентов – работает кафедра тайм-менеджмента в Московской финансово-промышленной академии, издан учебник по ТМ для вузов. Сейчас начали заниматься школьниками – осенью провели первый открытый семинар по ТМ для детей и их родителей; в феврале 2011 г. В издательстве "Альпина паблишерз" выходит "Ежедневник – метод Глеба Архангельского" в версии для старшеклассников.

Рано или поздно человечество задаст вопрос – не как успеть сделать больше дел, а зачем это делать?

Анастасия Рингис, Фокус