Черная справедливость

В интернете ширятся черные списки недобросовестных бизнес-партнеров и просто плохих парней. Но в сети справедливость встречается не чаще, чем в реальной жизни. Такие реестры легко становятся инструментом нечестной конкуренции или мести

За рубежом черные списки пользуются колоссальной популярностью. В США информацию о неблагонадежных партнерах и некачественной продукции публикуют сайты крупных государственных организаций – Федеральной торговой комиссии (www.ftc.gov), Комиссии по продуктам питания и медикаментам (www.fda.gov); в Европе – организации потребителей Consumer International.

В Украине полистать черные списки можно, в частности, на сайтах reputation.com.ua и www.coma-z.com. Здесь предприниматели рассказывают о проблемных клиентах, бракоделах и ненадежных перевозчиках, кадровые агентства обмениваются данными о работодателях, избегающих оплаты, менеджеры по HR публикуют фамилии нерадивых работников. Тут можно обнаружить хамоватого продавца или нерасторопного доставщика пиццы – в общем, любого, кого решили наказать вне судебного порядка.

Шариков.нет
Списки помогут выбрать, к кому обратиться за той или иной услугой – точнее, к кому обращаться не стоит. На сайте reputation.com.ua, например, Анна Вольвак рассказывает, как она доверила киевской фирме "Мир шаров" украсить ресторан к свадьбе: "Каково же было наше разочарование, когда мы приехали, а шариков не было!".

Другие обличители рекомендуют не связываться с интернет-магазином forsale.com.ua: там невозможно добиться замены бракованного товара. В черные списки фирму зачислили, отчаявшись добиться справедливости. "Адрес не указан, поэтому официально пожаловаться на них нет возможности", – поясняется в письме.

Следить за обновлениями списков стараются многие работодатели, чтобы не повторить ошибки Игоря Свитлыка – в рубрике "Плохие сотрудники" он предостерегает от трудоустройства некоего Ильенко В. П.: исполняя обязанности охранника-оператора в зале игровых автоматов, он однажды утром "ушел в неизвестном направлении с ночной выручкой".

"Создатели сайта – молодцы. Только надо больше его рекламировать среди простых предпринимателей. Распространить информацию по рынкам, магазинам. От каждого из нас минимум по пять фамилий в списке наберется. Обоюдная польза и благодарность", – завершает письмо владелец торгового киоска, некая Левошкина, известившая коллег о Татьяне Хоменко, повторившей "подвиг" охранника.

Однако стать фигурантом черного списка рискует не только проворовавшийся подчиненный или проштрафившаяся фирма. Обвинить вас в недобросовестности может кто угодно – бывший партнер, сотрудник, клиент или работодатель, расставание с которым оказалось не самым мирным.

Антиреклама
На сайте coma-z.com анонимный автор делится опытом работы в страховой компании "Провита": нечеловеческие условия труда, бешеная текучка кадров и мизерные зарплаты. "В СК "Провита" творится полный беспредел! Никому не советую устраиваться туда на работу", – заключает он.

О своем присутствии в черном списке руководство компании узнало только от корреспондента Фокуса. Прочитав жалобу, оно было шокировано.
– Никакой текучки нет: у нас огромный штат сотрудников, и увольняются не более четырех-пяти человек в месяц. Зарплаты у нас тоже высокие, это вам кто угодно подтвердит, – объясняет сотрудник отдела маркетинга Александра Якубенко.

Как правило, сайты с черными списками предоставляют обвиняемой стороне возможность оправдаться, прокомментировать жалобу и даже обязуются извещать ее о том, что такая жалоба поступила. В СК "Провита" такое извещение не пришло.

Дизайнера Ольгу Кухаренко на coma-z.com зачислили в аферисты еще в прошлом году. Ее тоже не удосужились известить об этом. К слову, связаться с фигурантами списков просто: их контактные телефоны и адреса публикуются на сайте.
– Да, при таком объеме работ возможен брак, – сразу признает дизайнер, но тут же уточняет: вопреки утверждению в жалобе, ее подчиненные не брали аванса. А компания, которую упоминает жалобщик, не может иметь к конфликту никакого отношения.

– Это магазин, который продает керамическую плитку. Он не предоставляет услуги по дизайну и не занимается отделочными работами, – рассказывает Фокусу Ольга Кухаренко.

Таким образом, в списке недобросовестных компаний название одного из столичных магазинов фигурирует просто по ошибке. Антирекламу можно считать весьма действенной, если учесть, что сайты с черными списками становятся все более посещаемыми.

Водитель троллейбуса Оксана Заец внесла в черный список "Киевпастранс". Это коммунальное предприятие, по ее словам, месяц задерживает зарплату. В конце письма Оксана спросила посетителей сайта: что делать?
– Мне позвонили человек десять, – рассказала она Фокусу.

Всего лишь – набить морду
Насколько правдивы жалобы, можно только догадываться. Например, на сайте www.coma-z.com Даниил Бурлий уличил компанию Training Group Monte-Carlo в рассылке спама. Однако из комментария, оставленного сотрудником этой компании, следует, что днем ранее Training Group Monte-Carlo на этом же сайте предъявила претензии компании Даниила Бурлия.

Другая перебранка, перекочевавшая из кабинетов в интернет, коснулась жительницы Днепропетровска Элины Карабазы. Василий Андрющенко обвинил ее в спекуляции, клевете, сбыте некачественной продукции и склочности.
– Он рассчитывал, что я буду делить с ним выручку, но я отказалась, – объясняет Элина мотивы бывшего партнера. – Но я не собираюсь комментировать в интернете его жалобы. Зачем мне оправдываться? Меня не волнует, что он там обо мне написал.

Киевский предприниматель Георгий Черкашин рассказывает, что идея создать сайт www.kidala.com возникла у него, когда один из покупателей попытался исчезнуть с товаром не расплатившись.
– Я описал этот случай на сайте и стал активно рекламировать ресурс в том городе, в той среде, где вращался этот клиент. Скоро все партнеры этого человека уже знали о его поступке, – рассказывает Георгий.

Многие охотно последовали этому примеру – сегодня на сайте висит уже несколько сотен жалоб. Георгий Черкашин уверен, что если на www.kidala.com и появится недостоверная информация, то до суда не дойдет: "Интернет – это свободное пространство".

– Все, что смогут сделать, – набить мне морду. Но я и сдачи могу дать, – говорит он.
Правда, добавляет: с недавнего времени он требует от авторов жалоб публиковать свои данные, а если звонят с просьбой удалить жалобы, поскольку они лживы, – он их удаляет.

Очевидно, что черные списки пополняют не всегда со справедливой целью. Нередко авторы жалоб руководствуются желанием отомстить обидчику или насолить конкуренту. Увы, из-за недобросовестности самих же хранителей черных списков сделать это несложно. К тому же в Украине, в отличие от России, не было ни единого случая, когда обнаружившая себя в черном списке компания через суд потребовала бы от создателей сайта снять порочащую ее информацию.