Игра классиков. Как заработать на классической музыке
Получать музыкальное образование лучше в Украине, а работать музыкантом – за рубежом. Советская школа, которую на Западе называют русской, – хороший старт для тех, кто связал свою жизнь с классической музыкой
"Меня все время спрашивают, где училась. В Италии? Я отвечаю: в Украине, – рассказывает оперная певица Ольга Журавель, которая сегодня успешно работает в Италии и гастролирует с иностранными труппами по разным странам. – Это очень строгое обучение. У нас в консерватории был и танец, и актерское мастерство, которое включало даже фехтование". По словам Ольги, итальянцы перенимают "советский" опыт. "В римской консерватории сейчас занимаются полной комплексной подготовкой певцов. Они так гордятся этим, а у нас это естественный процесс обучения", – отмечает г-жа Журавель.
Кто ищет
Если вы учитесь в украинской консерватории, это вовсе не означает, что вам предложат контракт на Западе. Важный этап для музыканта, который хочет найти работу за границей, – международные конкурсы.
"В интернете есть телефоны, адреса агентов, но сколько бы ты ни посылал им материалов, ответа не получишь. Если тебя никто не представил, никогда не ответят", – утверждает Ольга. Первый контракт она получила именно после нескольких европейских конкурсов. Ее разыскал агент и предложил работу с итальянской труппой в Корее. Там Ольга дебютировала в роли Турандот. "Критики отозвались весьма положительно. Эти шумные публикации дошли до Италии. Когда я вернулась в Украину, мне позвонил агент c предложением. Если они сами заинтересованы, так тебя из-под земли достанут", – делится опытом певица.
По словам британского дирижера Марка Сайкза, агентства, которые ищут талантливых музыкантов, очень редко выезжают за пределы Европы, чтобы кого-то послушать. "Например, французы обычно работают с людьми внутри страны, они географически ограничены. Сейчас есть большие интернациональные агентства, но они тоже не ездят. Обычно таланты приезжают к ним", – говорит Сайкз.
В 19 лет скрипача Валерия Соколова заметил серьезный менеджер, таким образом, музыканту даже не пришлось искать себе работу. "Мне повезло, но я работаю намного больше, чем любые оркестранты, – рассказывает он. – Все время играю, во-первых, большие симфонические концерты, во-вторых, камерную музыку, сольные концерты. Играю с хорошими большими оркестрами, крупными дирижерами. Сольная карьера существенно отличается от работы в оркестре".
Западные филармонии и театры регулярно публикуют информацию о вакансиях на своих сайтах. Отправиться на прослушивание в оркестр – еще один шанс получить контракт. "Если ты можешь прилично исполнить произведение, то для работодателя не важно, из какой ты страны", – подчеркивает скрипач Антон Кириллов, недавно переехавший в Загреб. Ему предложили место концертмейстера вторых скрипок и обеспечили не только приличной зарплатой, но и временным жильем.
По словам Кириллова, знание языка для работы в иностранном оркестре – не самое главное: "Здесь помогает система музыкальных терминов, которую учат во всех музыкальных школах. Тем более что зачастую дирижер и сам является иностранцем".
Советское – значит отличное
"Русская школа" – это всегда уверенная и надежная игра, техника высокого уровня и тонкое понимание музыки, – делится впечатлениями от работы с украинскими музыкантами Марк Сайкз, который, несмотря на относительную молодость, успел поработать с оркестрами в Швейцарии, Хорватии, Италии, Финляндии, Болгарии, России и Украине. – Одна из основных черт музыкального обучения здесь – то, что студенты рано получают очень солидную техническую базу".
Чтобы стать профессионалом, сегодня есть два основных пути: либо музыкальная школа – музучилище – консерватория, либо музыкальная спецшкола – консерватория. Второй путь эффективней, но сложней. В Украине всего четыре специализированные музшколы – в Киеве, Харькове, Одессе и Львове. Здесь дети учатся 11 лет, их отбирают в конкурсном порядке, и каждый год ученики сдают сложнейший экзамен по специальности. "Ежегодно школу покидает значительное количество детей, которые не выдерживают экзамен и темп обучения", – отмечает директор Харьковской специализированной музыкальной школы-интерната Валерий Алтухов.
Большая часть преподавателей в музыкальных спецшколах – из консерватории. "Десять лет назад я три года руководил оркестром в спецшколе, человек тридцать там было, восьмой – одиннадцатый класс. Из них в Украине осталось меньше половины, остальные уехали в США, Германию, Россию, Австрию или Израиль. Все они на прекрасном счету в хороших оркестрах", – рассказывает главный дирижер и директор Харьковской филармонии Юрий Янко.
Начинал учиться в Харьковской музыкальной спецшколе и один самых успешных сегодня украинских скрипачей Валерий Соколов, которому повезло продолжить образование за границей – в Школе имени Иегуди Менухина в Англии. "Сначала нужно было послать туда запись, потом поехать и понравиться, получить стипендию. В конце концов мы получили ответ, что я поступил", – вспоминает Соколов. Кстати, знаменитая The Yehudi Menuhin School появилась после того, как ее основатель Иегуди Менухин побывал в СССР и познакомился с принципами советского музыкального образования.
Дарья Юровская, Фокус