По-малому. В Украине работают частные детские сады

Все больше родителей предпочитают частные детские сады. Уровень персонала, качество питания и внимание к детям волнует их гораздо больше, чем наличие лицензии

"Степа, летс гоу! Вер из йор клэээсс?" – затягивает на красивом английском Наталья Истомина, директор детского Центра развития ребенка Sprout. Дети бегут за ней, как за самым родным человеком на земле.

В Центре все, от мала до велика, говорят по-английски. И дети отвечают грамотно на, казалось бы, чужом им языке. Sprout расположен в просторной квартире на киевской Оболони – комната для игр, фитнеса и занятий творчеством, комната для детей ясельного возраста. Наталья – частный предприниматель. Стать хозяйкой полноценного детского сада ей мешает отсутствие лицензии. Лицензии нет, потому что нет соответствующего помещения. Помещения нет, потому что все подходящие здания в столице давно сданы в аренду частным фирмам и фирмочкам.

По данным Госкомстата, в Украине 499 частных детских садов, в которых воспитывается чуть более 13 тысяч детей. На деле их гораздо больше: власти на словах приветствуют развитие частных дошкольных учреждений, при этом чиновники всячески тормозят его.

Не делом, а словом

Время – около полудня. В Центре Sprout малыши, как сказали бы здесь, are going for a walk – идут на прогулку. Гуляют дети во дворе многоэтажного дома, выручает также близость Оболонской набережной.

– Летом легче – устраиваем экскурсии то в пожарную часть, то в… как его… в zoo! – говорит директор Наталья Истомина.

Советский детский сад, в который она ходила ребенком, Наталья запомнила по горькой редиске, которую не могла проглотить. От ужаса, что это придется сделать, девочка убежала домой.

– К счастью, опыта работы в Союзе у меня нет. Я человек взрослый, но совершенно свободный от стереотипов. Поэтому моя задача – воспитать умных и современных детей.

Наталья приводит пример, который характеризует отличие частных садиков от государственных:

– Если по советской системе после урока рисования на стену вывешивают только лучшие детские творения, то мы, на радость деткам, вешаем все, вплоть до каракуль.

Однажды на сайте мэрии Наталья прочла, что столичная власть приветствует создание частных детсадов и готова этому содействовать. Она распечатала объявление и пришла в мэрию. Там развели руками, заверив, что лицензию, конечно, выдадут, но с помещением помочь не могут.

– То Пенсионный фонд, то управление инвалидов, то частная фирма – все детские сады в аренде, остальные помещения пришли в негодность и требуют вложений не менее 50 тыс. долларов, – сокрушается Наталья.

Г-жа Истомина – мисс Наталья, как называют ее приученные к английскому воспитанники, – мечтает когда-нибудь найти помещение и открыть полноценный детсад.

– Кормить детей, выводить их на прогулку в собственный дворик, расширяться. Но пока не могу – у меня есть большая квартира, 15 прекрасных малышей, и пока это все.

В Украине дефицит не только свободных помещений, но и мест в работающих детсадах. Например, в Севастополе, по официальным данным, очередь из 4 тысяч детей, столько же в Запорожье. В Киеве, по данным ГУ науки и образования КГГА, в садик не могут пойти более 2,5 тысяч детей-пятилеток. Естественно, что спрос на частные сады растет. Есть у них и другие плюсы – например, количество детей в группах: не более 10–15 человек. Частные сады предлагают также дополнительные занятия – несколько иностранных языков, занятия на компьютере, йогу, фитнес, бассейн, теннис. Воспитание ребенка в таком садике, впрочем, обойдется недешево. Месяц обучения в частном садике в Киеве стоит от 1500 до 5–6 тыс. грн.

Негосударственный рацион

Киевлянка Диана даже не искала для своего 4-летнего сына обычный садик – ребенок, как и его родители, вегетарианец.

– Приводить сына после завтрака и забирать до обеда – глупость, – говорит Диана. – Я было бросила затею искать садик, пока не наткнулась на объявление о домашнем детском садике, который организовали родители-сыроеды.

Всего в просторном доме под Киевом занималось четверо детей. За детьми следила няня – дипломированная воспитательница. Стоимость обучения – 130 грн. в день по факту посещения.

В Министерстве образования о подобных инициативах знают и всячески одобряют, но, как и положено чиновникам, просят всех легализоваться.

– Иностранный опыт альтернативного дошкольного образования – корпоративные детсады при крупных компаниях, семейные садики, садики на колесах – в автобусах, которые ездят и собирают детей из отдаленных районов, – это все здорово и должно быть, – говорит Фокусу Тамара Панасюк, начальник отдела дошкольного образования Минобразования.

Правда, из всех альтернативных форм в Украине пока наиболее популярны государственные няни – так называют социально-педагогический патронат, когда в семьи приходят социальные педагоги и обучают детей. И подобие садиков – кружки, в которых дети в основном занимаются творчеством.

– Мы ратуем за то, чтобы у всех были лицензии. И к сентябрю подготовим специальное положение о семейных садах – это удобно для многодетных семей и родителей 2–3 детей, которые готовы воспитывать еще парочку чужих малышей, – объясняет г-жа Панасюк.

Более 200 подобных садов уже работают в Москве. Родителей, берущихся воспитывать детей, государство официально признает воспитателями и даже выплачивает им зарплату, а из бюджета выделяются средства на питание малышей. Пока легально открыть частный детсад в Украине – непростая задача. Кроме выбора подходящего помещения – не менее 6 кв. м площади на одного ребенка, следует получить лицензию. Для этого необходимо разработать программы образования, предоставить сведения о педагогическом коллективе, получить заключения о пригодности выбранных помещений от СЭС и пожарной инспекции.

Суверенный садик

У Светланы Горбуновой пятеро детей. Младшей, Василиске, всего полгода. Старшей – 20 лет. Именно столько времени понадобилось Свете, чтобы осознать бесполезность, а порой и вредность государственной образовательной системы – от детсада до института.

– Уже повзрослев, дочь рассказывала, что происходило в детском саду: дети издевались друг над другом, заклеивали рты. С этим страхом дочь пошла в школу и в итоге так и не окончила 10-й класс – с уроков ее увозили с сердечным приступом. Мой 12-летний сын только в 6-м классе пошел в школу – до этого мы обучали его экстерном на дому, – рассказывает Светлана. – Детский сад – место, в которое дети приходят разными, а уходят – похожими. И это меня не устраивает.

У нее необычная семья – детей рожала дома, семья вегетарианская, в придачу – моржи. Решив открыть свой сад, Светлана прошла обучение по вальдорфской системе (ее главный принцип – творчество: дети занимаются музыкой, лепкой, резьбой по дереву и гуманитарными науками), нашла единомышленников и пригласила подруг с детьми.

– Мой семейный центр "СанЯра" – солнечная Ярослава, так зовут мою дочь, – для всех: детей дошкольного возраста, беременных мам и подростков, – рассказывает Светлана. – Работает психолог, учителя йоги, мы ходим в баню и моржуем, еду готовит девочка-кришнаитка.

Все необходимое ей выдала "Республика суверенного народа Украины". Это несколько десятков черниговцев, объединившихся в свою республику на основе 5-й статьи Конституции – она, как известно, предполагает три формы реализации власти: через депутатов, органы местного самоуправления и непосредственно граждан. Чем в Чернигове и занялись.

В прошлом году Светлана даже выступала на украинской конференции идей TED – читала лекцию о том, как создать свой детский сад.

– О прибыльности такого бизнеса пока судить рано – день в нашем садике хоть и стоит от 40 до 100 гривен, но проект убыточный.

В ближайших планах Светланы – школа на базе ее детского сада.

– Осталось всего пару лет, пока мои дети вырастут до школьников.

Евгения Даниленко, Фокус