Утиная история. В кинотеатрах Украины премьера нового фильма
В прокат выходит триллер "Черный лебедь" – нашумевший фильм с Натали Портман, который четко разделил зрителей на обожателей и проклинателей
У "Черного лебедя" есть особенность, которую часто выдают за признак большого искусства, – о нем спорят. И хотя это скорее говорит об удачном маркетинге, сложно не заметить очевидного: в отзывах на фильм Даррена Аронофски ("Пи", "Реквием по мечте", "Рестлер") нет места равнодушию. Свежая тема для ожесточенных дискуссий – недавнее вручение "Оскара" Натали Портман: одни кричат о торжестве справедливости, другие – о триумфе бездарности.
Школьный уровень
Название ленты цепляет самых продвинутых зрителей параллелями с книгой ученого Нассима Талеба "Черный лебедь", где была изложена теория непрогнозируемых событий с крупными последствиями. Но это так, для умных. Понятно, что прежде всего Аронофски апеллировал к тем, кто знает о "Лебедином озере" Чайковского, а эта аудитория явно пошире. Сложно найти в цивилизованном мире человека, который не испытывает хотя бы смутную радость узнавания, заслышав звуки танца маленьких лебедей.
На этом хрестоматийном материале и строится сюжет о нью-йоркской балерине Нине (Натали Портман), которая получает главную роль в новой постановке знаменитого балета. Проблем на пути к триумфу у девушки две. Первая – будучи тонкой целомудренной натурой, она не способна одинаково убедительно справиться с партиями Черного и Белого лебедей – Одиллии и Одетты, несмотря на все старания хореографа (Венсан Кассель). Вторая – описанные нюансы повышают шансы ее более развязной конкурентки Лили (Мила Кунис) отобрать лакомую роль. Но черноперый дух в Нине не дремлет – алкогольные пары, сексуальные грезы и скрытая стервозность помогают прорезаться крыльям.
Балета пачка
По слухам, на ранней стадии проекта главная позиция в фильме могла достаться Рэйчел Вайз или Дженнифер Коннелли. Эти актрисы смотрелись бы в непростой шизофренической роли явно адекватнее, чем Портман, никогда не блиставшая на драматическом поприще. Возможно, режиссером двигало желание открыть миру новую грань таланта Натали. Однако, скорее всего, на выбор Аронофски повлияло ее прошлое.
Портман в детстве занималась балетом и имела виды на большую сцену, но не сложилось. Зато ей не нужно было объяснять, что такое пуанты и пируэты. Очевидно, Аронофски, мысля об успехе своего предприятия, делал ставку на этот нерастраченный потенциал. Кроме того, получив предложение о съемках, Натали мигом сбросила с десяток килограммов и принялась за свои деньги брать уроки у хореографа и восстанавливать навыки. В ситуации, когда Аронофски никак не мог выбить необходимый бюджет в $30 млн., это было хорошим подспорьем (в итоге Даррен достал лишь $13 млн.).
Осваивая роль, Портман сражалась не на жизнь, а на смерть – в ходе съемок она ломала ребра и в буквальном смысле билась головой о стенку. Когда ей понадобилась медицинская помощь, актриса отказалась от личного трейлера, чтобы на сэкономленные средства нанять квалифицированного врача (опять же, издержки скромного бюджета). Самоотверженность написана на лице Натали в каждом кадре "Черного лебедя", где она появляется. И чем отчаяннее она старается, тем более очевидно, что такой актерский материал повышенной сложности ей не по зубам: пар из ушей валит, а все равно попахивает самодеятельностью. Пикантность этой ситуации точно описал обозреватель Time, увидевший в игре Портман "отсутствие убедительности на фоне удивительной самоотдачи". Этим умением гореть на работе Натали, похоже, и покорила поклонников и киноакадемиков.
Черным по белому
Неуклюжесть Натали вовсе не противоречит эстетике фильма Аронофски – она ему созвучна. "Черный лебедь" сделан с прямолинейностью художественной самодеятельности. Портман вся в белом, а сомнительные персонажи носят черное; в первой же части фильма у героини зудит под лопатками; свирепая мать Нины – ходячий фрейдистский символ; хореограф носит лицо демона-искусителя. Если бы не филигранная, написанная по мотивам Чайковского музыка Клинта Мэнселла, которой под завязку забит фильм, все это выглядело бы совсем уж картонно.
Топорность приемов предельно упрощает смыслы, которые читаются в "Черном лебеде": искусство требует жертв, секс – норма жизни, театральное закулисье – такая же банка с пауками, как и офисные курилки. Последний тезис, скорее всего, во многом является залогом успеха, который лента имеет в прокате, – при скромных затратах она уже собрала в мире $230 млн., а для фильма с обилием артхаусных трюков это запредельная рентабельность. Можно строить самые разные гипотезы, что провоцирует такие прибыли, но одна из них лежит на поверхности. Вполне возможно, что большинство зрителей видит в картине Аронофски не психотриллер о мистической природе искусства, а очередную карьерную мелодраму о девице, которая мочит конкурентку в борьбе за место под солнцем и выслуживается перед боссом. Впрочем, вполне вероятно и то, что "Черный лебедь" – кино в первую очередь об этом.
Мир тесен
Славянский след в "Черном лебеде"
Американская актриса Мила Кунис (27 лет) родилась в Черновцах, откуда ее родители эмигрировали в Лос-Анджелес в 1991 году.
Даррен Аронофски признавался прессе, что одним из главных источников вдохновения при создании фильма для него стала повесть "Двойник" Достоевского.
Персонаж, которого играет Венсан Кассель, частично списан с Джорджа Баланчина – хореографа, которого считают основоположником американского балета. До отъезда в Америку в 1933 г. уроженец Санкт-Петербурга служил балетмейстером Русского балета Сергея Дягилева и звался Георгием Баланчивадзе.
Игорь Панасов, Фокус