Английский пациент. В субботу в Киеве выступит Пит Доэрти
В Киеве выступит Пит Доэрти – хулиган от музыки, падкий на алкоголь с наркотиками, и по совместительству британская икона инди-волны нулевых
Помимо знаменитого вопроса о яйце и курице, есть еще один, не менее сложный: стал бы Пит Доэрти одним из героев нашего времени, не будь он клиентом наркологических клиник и героем скандальных статей? Однако при любом ответе придется признать, что его присутствие в ряду главных музыкальных кумиров начала века – факт свершившийся. И потому его первый концерт в Украине – событие не рядовое.
26 марта Доэрти выступит в киевском Crystal Hall сольно, но славу ему, конечно, принесла работа в группах The Libertines и чуть позже – Babyshambles. Пластинки обеих команд расходились миллионными тиражами, и несложно догадаться, чем Доэрти брал публику – неуемной тягой к свободе. Он рушил любые барьеры: не имея особых вокальных данных, пел сердцем; отказывался от концертов, за которые мог получить десятки тысяч, ради выступления на дне рождения фаната за 1 фунт. Музыкальная пресса в Англии пищала от восторга, The Guardian окрестила Пита "спасителем рок-н-ролла". Истерическое поведение публики на концертах вызывало параллели с битломанией периода 60-х.
Выход инди-рока на ведущие позиции в мировом шоу-бизнесе стал возможен не в последнюю очередь благодаря харизме Доэрти. Музыка драных гитар, которая до этого ютилась в лучшем случае по мелким клубам (в худшем – по гаражам и подвалам), вдруг стала приносить мешки денег, и успех The Libertines был одним из ключевых моментов в развитии этой тенденции. Пит вернул на рок-сцену ту отчаянность и поэтическую фатальность, последним адептом которой был Курт Кобейн и которую до него культивировали люди вроде Джима Моррисона и Сида Вишеса. Несмотря на такое количество прототипов в прошлом и классическую тягу к наркотикам и алкоголю, у 32-летнего Доэрти есть свои интонация и образ, складывающиеся из мелочей: любви к Джорджу Байрону и Джону Китсу, работы гробокопателем в прошлом, шумного романа с моделью Кейт Мосс, двух месяцев тюрьмы за ограбление квартиры друга. Доэрти похож на европейскую версию есенинского гибрида поэта и хулигана, в нем бродит смесь кабацкого угара и интеллекта, он одновременно солист кабаре и менестрель. Родись он на полвека раньше и во Франции, а не в Англии, его бы непременно звали Сержем Генсбуром.
На мысли о Генсбуре особенно решительно наталкивает первый сольный альбом Доэрти, выпущенный в 2009 г., – Grace/Wastelands. В нем смешаны и легкий джаз, и сентиментальная балладность, и аккуратные заигрывания с авангардом. После выхода этой пластинки Пит просит называть себя исключительно Питером и говорит о том, что в его жизни начался новый этап, кардинально отличающийся от прежних бесшабашных деньков. Вряд ли ему стоит верить – безумие выводится из организма намного тяжелее, чем алкоголь.
Игорь Панасов, Фокус