Феллини и гастарбайтерши

Киевский Театр им. Ивана Франко подготовил к 8 Марта спектакль  «Я вспоминаю... Амаркорд». Фокус побывал на репетициях и узнал у режиссёра Александра Белозуба подробности задуманной им постановки

Дата премьеры выбрана не случайно. Режиссёр признаётся, что выпустить спектакль именно к этому празднику было для него принципиально важно, ведь его работа – для женщин и о женщинах. А также о том, что необходимо менять отношение к слабому полу и особенно к 8 Марта. – Праздник несовместим с фальшивыми тюльпанами и улыбками, – объясняет свою позицию режиссёр Александр Белозуб. – В финале спектакля будет как раз такой фальшивый праздник, когда все друг друга поздравляют и дарят эти цветочные веники. Но ведь это так: на один день навели марафет для женщин, а 9 марта начинается всё с начала. И это как раз та болезненная тема, на которой я акцентирую внимание зрителей.

8 женщин
Рассказать зрителям о женщинах режиссёр Александр Белозуб и автор литературного материала Елена Сикорская решили с помощью социальной темы. Постановка строится на монологах семи абсолютно разных украинских женщин. Единственное, что их объединяет, – все они эмигрировали в Италию на заработки.

Однако даже при всей социальной остроте темы морализаторства в «Я вспоминаю…» не найти, не зря жанр спектакля обозначен как трагикомедия. Драматичные сюжеты из жизни героини, которую бил муж, соседствуют с саркастичными зарисовками из учительского прошлого другой и комедийными эпизодами из итальянского настоящего третьей. Женщина приехала в Италию искать истинных мужчин и действительно нашла любовь. Её любят собаки, которых она выгуливает.

– Мы без опаски смотрим на эту проблему: миграция женщин на подъёме сил, – говорит режиссёр. – У нас всё – цирк.

Причём вперемежку с провокацией: по замыслу авторов, зритель должен постоянно путаться, где жизнь, а где уже театр. Чередовать реальность с вымыслом помогают и декорации. Действие происходит в павильоне № 1 известной итальянской киностудии «Чинечитта», и её работники, перетаскивающие реквизит с места на место, то и дело вмешиваются в происходящее на сцене.

– Принцип этого павильона диктует приём игры, – объясняет
Александр Белозуб. – Например, актриса выходит и говорит: «Дайте мне дождь. Мне грустно, дайте мне дождь!» И мы понимаем, что искусственный дождь на сцене можно создать, а настоящий – уже нет.

В результате на зонт героини льётся вода из чайника, настоящий поезд заменяется звуком паровозного гудка, а сцена то и дело утопает в клубах дыма и лучах яркого света – по просьбе той или другой героини.

Но в финале к одной из героинь приезжает сын, которого она не видела пять лет. Из 15-летнего подростка он превратился в 20-летнего взрослого человека, и мать уже не знает, о чём с ним говорить. И тогда вымышленный цирк, происходящий на сцене, оборачивается реальной трагедией. «Как всегда у Феллини», – озвучивает свои киноаллюзии режиссёр.

Украинки в Римини
Идея использовать павильон студии «Чинечитта» в качестве декорации возникла у сценографа Театра им. Ивана Франко Владимира Карашевского вполне закономерно. Именно в нём Федерико Феллини снял большинство своих фильмов. А фигуру легендарного итальянца для спектакля можно назвать ключевой.

И дело даже не в названии «Амаркорд», хотя и это совпадение не случайно. «Это мой любимый фильм Феллини, и он затрагивает очень важную тему, созвучную с нашей: в маленьком городе развиваются многие судьбы, и каждый из этого города пытается вырваться в большой мир. Когда же ему дают возможность вырваться, он начинает плакать и бояться. Но ведь не всегда счастье заключается в том, чтобы убежать куда-то», – объясняет режиссёр своё понимание известного фильма.

Олицетворяет эту мысль и героиня «Амаркорда» Феллини Градиска, которая также появляется в спектакле. Она водит персонажей постановки Александра Белозуба по павильону и мелькает в промежутках между их монологами. Однако решающую роль фигура итальянского режиссёра сыграла ещё на самой первой стадии, когда идея спектакля только-только зарождалась.

Путешествуя летом по Италии, Александр Белозуб побывал в городке Римини на могиле Феллини и Джульетты Мазины. «Потом я шёл по городу и встретил двух женщин, которые ругались матом и говорили по-украински. Когда я у них спросил на украинском, как мне куда-то пройти, они не удивились. Рявкнули: «Треба іти туди», и пошли дальше. И вот это был один из болевых моментов», – описывает режиссёр отправную точку своего вдохновения.

Окончательно идея оформилась уже по пути из Италии в Украину. История с женщинами-заробитчанками наложилась на впечатления от Римини, малой родины Феллини, и на воспоминания об «Амаркорде». «Ведь фильм «Амаркорд» о чём? О нитях любви, которые связывают людей, любви к родине, к матери. Когда они обрываются, происходит эмиграция, – рассуждает Белозуб. – Это очень страшно, когда мать бросает детей и уезжает. И эти нити – не резиновые, они не растягиваются, а просто рвутся».

В процессе репетиций к первоначальной идее что-то из своего личного опыта добавила каждая актриса. Александр Белозуб – демократичный режиссёр, позволяющий актёрам идти иногда даже против литературного материала. Главное для него – человеческий фактор и атмосфера на репетициях.

Обстановкой за кулисами «Я вспоминаю… Амаркорд» режиссёр остался доволен. Так что на премьере зрители могут рассчитывать на то, что из алхимических опытов, как сам Александр Белозуб называет свою работу, появится новый бриллиант в не слишком богатой громкими событиями театральной жизни Киева.

Ближайшие премьеры в киевских театрах