Боль на ноль. Украинские ученые создают новые медпрепараты

Чтобы создать новый тип обезболивающих препаратов, украинские нейрофизиологи экспериментируют с болью и ядом среднеазиатского паука

Белые лабораторные крысы с одинаковыми надрезами на затылках, из которых торчат тоненькие трубки, дремлют в клетках. На столе у аспиранта Института физиологии им. Богомольца стоит банка – в особом растворе там хранятся срезы спинного мозга подопытных животных. В другой части комнаты установлен редкий микроскоп.

"Он позволяет в срезе увидеть отдельные клетки, – объясняет ведущий научный сотрудник лаборатории общей физиологии нервной системы Нана Войтенко. – Потом мы при помощи электрода прорываем кусочек мембраны одной из клеток, и таким образом у нас получается целая "электрод-клетка".

На стене висит плакат, на котором показан спинной мозг и схема того, как его нарезают ученые. К каждому срезу "присоединен" дорзальный корешок – это канал, по которому от всех рецепторов в мозг поступает информация. Система "электрод – клетка" находится в тонюсенькой трубке, которую с ювелирной точностью устанавливают в ту часть крысиного мозга, где происходит обработка информации, поступающей из задних лап.

Нейрофизиологи вводят по этому катетеру разные вещества, стимулируя корешок, и смотрят, что происходит на клеточном уровне. Сигнал поступает в мозг. Затем ученые сравнивают поведение больной и здоровой крысы.

В состав первого экспериментального вещества входят генетические материалы, которые могут выключать работу определенных генов. "Если обезболивающее действует на органы и ткани, то в этом случае происходит точечное обезболивание, – поясняет Войтенко. – При боли происходит активация определенных белков, если блокировать белок, боль пропадает".

"Нана Владимировна, нам пациента на поджарку нести?" – шутит один из аспирантов лаборатории.

Порог боли крысы проверяют при помощи специального инфракрасного луча. Сначала вводят обезболивающее, а потом смотрят, как быстро крыса отдернет лапку от источника излучения.

Результаты подобных экспериментов с крысами были опубликованы в одном из самых влиятельных журналов Journal of Neuroscience, который издает Американская ассоциация нейронаук. Для украинской науки – это серьезное событие. Таким экспериментам уделяется особое внимание. Проблему боли доктор Войтенко искренне считает мировой эпидемией. "Сейчас в научном мире речь уже не идет о том, чтобы искать источник боли, сейчас боль – это отдельная проблема, – продолжает нейрофизиолог. – В 33% случаев болевые синдромы вообще не имеют никакого лечения, особенно это касается людей пожилых".

Полезный яд

Несколько лет назад ученые из России прислали в киевскую лабораторию отдела физиологии нервной системы образцы пептидов (вещества, синтезирующиеся в живых организмах для регулирования физиологических процессов. – Фокус), которые они получили из яда среднеазиатского паука. "Отправили нам пробы вслепую. Просто посмотреть, будут ли они действовать на какой-либо организм", – рассказывает исполняющий обязанности директора Института физиологии им. А. А. Богомольца, академик Олег Крышталь, возглавляющий "болевой" проект.

Украинские нейрофизиологи взяли и проверили присланные пептиды в экспериментах с сенсорными нервными клетками. В этих клетках находится один из главных рецепторов боли, открытый в лаборатории Крышталя. Перебрав множество образцов, они обнаружили, что один из пептидов блокирует этот рецептор. Если все анальгетики имеют широкий спектр действия и, соответственно, множество побочных эффектов, то найденный пептид действует в очень малых концентрациях и только на тот рецептор, который участвует в проведении сигнала боли. В экспериментах на животных пептид с высокой эффективностью угнетает боли, возникающие при разных типах воспалений. Исследование украинских нейрофизиологов, возможно, станет тем прорывом, благодаря которому к двум типам обезболивающих – анальгетикам и опиоидам – добавится третий.

"Сейчас мы с россиянами запатентовали формулу пептида и совместно опубликовали несколько статей, одна из них напечатана в одном из самых высокорейтинговых журналов мира в области нейронаук, Annals of Neurology", – не без гордости отмечает академик Крышталь. От эксперимента до коммерческой реализации идеи нового типа обезболивающего, при благоприятных условиях, пройдет еще несколько лет.

В Институте физиологии пока не раскрывают коммерческих деталей реализации проекта по созданию нового типа обезболивающего, зато охотно говорят об исследованиях мозга.

"Сейчас это один из главных проектов человечества. Я каждый год езжу на собрание Американского общества нейронаук. В последний раз там было 36 тысяч ученых. Это самое большое научное собрание в мире, – рассказывает Олег Крышталь. – Примерно треть населения планеты страдает от различных неврологических расстройств. С одной стороны, исследования мозга должны помочь тем, у кого болит, с другой – нейрофизиологи ставят и такие задачи, как расширение возможностей человеческого мозга. Ведь мозг – могучая информационная система, а сознание – это маленький наездник, который сидит на нем и пользуется его возможностями. Я уверен, что наши внуки будут вундеркиндами".

Анастасия Рингис, Фокус